Какую семью признают малоимущей. Какие пособия предусмотрены для семей с низким доходом. Как оформить пособие малоимущим гражданам.
В Российской Федерации достаточно высокий уровень жизни в сравнении со многими странам мира. Однако есть категория граждан, которая живёт на минимальный доход. Особое внимание государства обращено на малоимущие семьи, так как дети — приоритет для любой страны, а их благополучие зависит не только от родителей, но и поддержки органами власти.
В соответствии с законодательством России малоимущей считается семья, у которой доход на одного члена ниже величины прожиточного минимума. Данный параметр устанавливает в каждом регионе в зависимости от цен на товары и услуги, а также размера коммунальных платежей в субъекте.
Важным аспектом является то, что все семейные узы должны быть зарегистрированы в органах ЗАГС. А семьей будет признана группа людей, проживающих вместе и ведущих одно хозяйство:
Таким образом, подсчитывается суммарный доход всех членов семьи, и делиться на количество человек. Если сумма на персону ниже прожиточного минимума на душу населения, то малая группа признаётся малоимущей.
Чтобы рассчитать доход малоимущей семье требуется знать несколько базовых параметров, подсчитывается среднедушевой показатель на каждого члена. При произведении расчётов учитываются следующие виды дохода:
Не будет учитываться доход следующих лиц:
Формула расчёта основана на суммировании доходов всей семьи за три месяца и делении этого показателя на всех совместно проживающих людей.
Если среднедушевой показатель ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания, то малую группу признают малоимущей.
Поддержка малоимущих граждан осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Помощь представлена в виде денежных выплат и бесплатных наборов социальных услуг.
К основным видам поддержки относятся:
В дополнение к этому в нескольких субъектах действует специальная программа материнского капитала при появлении на свет третьего и последующих детей.
С первого января текущего года в силу вступила новая президентская программа, направленная на поддержку малоимущих семей, у которых появился первый ребёнок. В соответствии с законопроектом с момента рождения до достижения полутора лет будет производиться начисление денежных средств равное прожиточному минимуму на ребёнка в конкретном субъекте Федерации. В среднем по России этот показатель равен десяти тысячам рублей.
Для того, чтобы получить право на выплату должны быть соблюдены следующие критерии:
Цель программы — повышение демографических показателей среди молодых семейных пар, которые либо имеют низкий уровень дохода, либо являются студентами.
Программа помощи малоимущим семьям в Москве имеет ряд отличий от региональных проектов. На субъект распространяются все федеральные законы, но также существуют и территориальные привилегии.
В региональной программе предусмотрена помощь, как родителям, так и иным официальным представителям ребёнка, например, опекунам.
Повышенный размер назначается:
Оформить выплату допустимо на официальном сайте мера города, а также при личном посещении учреждения «мои документы».
Особенностью Москвы и Московской области также является то, что за несколько лет размеры выплат малообеспеченным, многодетным и семьям с детьми-инвалидами возросли в несколько раз. Индексация была произведена и для остальных категорий граждан.
На текущий момент на федеральном уровне предусмотрено несколько единовременных выплат, связанных с рождением ребёнка и выплачиваемых вне зависимости от уровня дохода семьи:
Повышенные пособия назначаются при усыновлении ребёнка-инвалида, детей старше семи лет, а также одновременно нескольких кровных родственников.
Для того, чтобы стать получателем ежемесячного пособия на ребёнка до трёх лет, семья должна соответствовать следующим критериям:
Размер выплат на третьего и последующих детей определяется на основании детского прожиточного минимума, который также устанавливается в каждом регионе отдельно.
Единственный регион, где это не предусмотрено — Москва, там за каждого ребёнка, притом, доход семьи роли не играет, ежемесячно выплачивают по две с половиной тысячи рублей. Для матёрей-одиночек эта сумма равна четырём с половиной тысячам.
В Москве и ряде других регионов уже несколько лет действует программа помощи малообеспеченным семьям, в рамках которой на несовершеннолетнего члена семьи ежемесячно выплачивается пособие, равное детскому прожиточному минимуму.
Такая поддержка предусмотрена для малых групп со среднедушевым доходом ниже допустимого в регионе. Важно учесть, что статус малоимущей семьи требуется регулярно подтверждать. Изменение в лучшую сторону повлечёт отмену выплаты. Укрывательство ряда поступлений денег также приведёт к аннулированию права на пособие от государства.
Президентским указом 1992 года регионам было поручено оказывать дополнительную поддержку многодетным семьям. Притом, как именно будет определяться этот параметр, и какого рода малым группам оказывать финансовую помощь — определяет орган власти субъекта.
Многодетные малоимущие семьи находятся в основной группе риска, так как они особо нуждаются в средствах и любая помощь со стороны государства способна улучшить положение. В большинстве случаев в таком союзе работает только один супруг, и если у родителей более трёх детей, то один доход делиться минимум на пятерых.
Показатель прожиточного минимума в среднем по стране равен девяти тысячам рублей (в ряде регионов достигает шестнадцати), а это значит, что заработная плата должна быть не ниже пятидесяти тысяч. Такой доход характерен не для всех регионов страны.
Программа работает на текущий момент в шестидесяти девяти субъектах, где низкий уровень рождаемости. Если семья постоянно проживает в одном из них, но зарегистрирована в регионе с хорошими демографическими показателями — выплата не предусмотрена.
Адресная помощь основана на выделение денег семье посредством передачи наличных или перевода на карточку на определённые нужды. Как правило, они основаны на потребности покупки еды или одежды, в частности на школьную форму. В дополнение к этому они выделяются на медикаменты, прописанные врачом.
Законодательно определённой фиксированной суммы адресной выплаты нет, так как есть и региональные отличия в ценах, и фактическая нуждаемость.
Размер выплаты определяет специальная комиссия, созданная для выявления потребностей детей малоимущей семьи.
Для оформления пособия требуется обратиться в уполномоченный орган по месту постоянной регистрации и предъявить пакет документов. Предварительно следует собрать сведения о годовых доходах всех членов семьи.
Важно учесть, что статус нуждающихся подтверждается ежегодно, в виду потенциально изменяющегося финансового состояния семьи и взросления детей.
Для того, чтобы подать документацию допустимо обратиться в:
К основному перечню предоставляемых материалов относятся:
При сборе документации стоит обратить внимание, что часть материалов ограничены по сроку актуальности. Рекомендуется оперативно осуществлять подачу заявления.
В ряде регионов, с особенно низким уровнем жизни, предусмотрено денежное пособие для подготовки ребёнка к школе:
Оно нацелено на покупку формы, а также требуемых учебным заведением принадлежностей и учебников.
В ряде субъектов выплата работает по принципу компенсации, то есть родители должны сначала все приобрести, а потом предъявить чеки, отражающие факт покупки и её целевое назначение.
Социальная помощь малообеспеченным семьям имеет цель в предоставлении равных возможностей детям не зависимо от уровня дохода родителей, а также стимулирование рождаемости в стране. Не во всех регионах предусмотрены программы финансовой поддержки, однако, есть и федеральные проекты, действие которых распространяется на всех молодых родителей.
Зачастую родители из малообеспеченной семьи не могут позволить организацию летнего отдыха ребёнка в виду отсутствия финансовых средств. На государственном уровне предусмотрена возможность получения бесплатного тура в лагерь или санаторий для несовершеннолетних из числа малоимущих.
Заявка на путёвку оформляется в ряде учреждений:
Решение о назначении тура принимается уполномоченными лицами органов власти субъектов. На федеральном уровне такой формы социальной помощи не существует. Важно учесть, что предпочтение отдаётся детям-инвалидам, сиротам, а также малышам, страдающим хроническими заболеваниями. Попадание того или иного ребёнка зависит от территориальных квот.
В столице республики Башкортостан достаточно высокие показатели рождаемости, поэтому большая часть региональных программ нацелена на поддержку многодетных семей. Как показывает практика, они же чаще всего являются нуждающимися в связи с низким показателем среднедушевого дохода.
В Уфе действую все федеральные программы, а также введены специальные пособия на рождение первого ребёнка у молодых родителей (младше тридцати пяти лет), у которых есть потребность в улучшении жилищных условий. Размер выплаты составляет триста тысяч рублей.
В Санкт-Петербурге форма социальной помощи малообеспеченных семей, наряду с федеральными проектами, представлена в виде надбавки. Сумма равна разнице между базовой суммой прожиточных минимумов в регионе и фактическим уровнем дохода семьи. То есть региональные органы власти делают так, чтобы среднедушевой доход был равен параметру, установленному в городе.
К льготам, предоставляемым малоимущим семьям Санкт-Петербурга и Ленинградской области относятся:
Экстренная помощь представляет собой оперативную поддержку со стороны государства семей и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, справиться с которой самостоятельно они не в силах. Она основана на выделении разовой денежной выплаты.
Размер выплаты определяется сложностью ситуации, как правило, сумма составляет от семи до тридцати тысяч рублей на члена семьи.
К основным причинам появления права на выплату относятся:
Для обращения за экстренной помощью люди вправе обратиться в МФЦ по месту регистрации или заполнить онлайн-заявку на портале Госуслуг.
Малообеспеченные семьи одна из ключевых точек внимания государства. Многие социальные программы нацелены на поддержку именно этой группы населения. Одна из целей Правительства — повышение рождаемости в стране, но она не достижима без обеспечения достойного уровня жизни людей.
По данным Минтруда в 2018 году в России насчитывается порядка 20 миллионов с доходами ниже официального минимума. Семьи таких лиц испытывают серьезные материальные затруднения и могут причисляться к малообеспеченным.
Когда среднеарифметическое значение финансовых поступлений за трехмесячный период меньше минимальной прожиточной нормы в регионе, предоставляется помощь малоимущим семьям от государства. Право установлено статьей 7 закона.
Расчет легко произвести самостоятельно:
Федеральный ПМ устанавливается Правительством РФ. В субъектах рассчитывается свой уровень минимального дохода исходя из инфляции и характеристики потребительской корзины за квартал.
Трудности, которые испытывают малоимущие семьи:
Поддержка малоимущих от государства решает социальные и финансовые проблемы. Это не дорогостоящие курорты за границей, но заплатить за квартиру, приобрести необходимые лекарства или с такой помощью можно.
Меры поддержки малоимущих граждан и семей содержатся в законе . Регионам предоставляются полномочия по изменению круга поддержки. При этом запрещены поправки в сторону понижения пособий, сокращения федеральных льгот.
Социальная помощь малоимущим семьям в 2018 году в натуральном выражении включает:
В конце 2015 года Госдумой принят . В результате концептуально изменен подход к предоставлению социальной помощи. В скором времени при назначении пособий и льгот регионам придется детально анализировать каждую семью: принципы адресности и нуждаемости стали главным основанием для помощи.
Когда семья признается нуждающейся в изменении условий проживания, муниципалитетами выделяется бесплатное жилье на основе соцнайма . При многодетности доступны из регионального реестра для подсобного хозяйствования и (или) частного строительства.
Помимо натуральной помощи поддержка малоимущих семей в части регионов предусматривает собственные программы помощи в собственность через жилищное субсидирование.
Условия получения жилищной субсидии малоимущими семьями в регионах примерно одинаковы. Семья должна соответствовать таким условиям :
Оказаться в очереди для получения субсидии просто. В органы местного управления предоставляется пакет документации, пишется заявление. Через 30 суток с момента подачи необходимых бумаг должностное лицо принимает окончательное решение.
Детализированный список документов можно утверждается в администрации региона. Однако никто не обходится без стандарта из:
Для малоимущих семей, чей среднедушевой месячный доход ниже прожиточного минимума, федеральными и региональными законами установлены меры поддержки в виде пособий, выплат и льгот. Некоторые субъекты РФ устанавливают дополнительные критерии нуждаемости.
Малоимущие семьи могут : как федеральных (например, на ), так и региональные: и др. (о выплатах малоимущим семьям в Москве вы можете узнать по ). Субъекты РФ также устанавливают различные : компенсации и субсидий на оплату коммунальных услуг, бесплатное питание для детей в школе и т.п.
Прочесть о том, какие пособия положены до того, как ребенку исполнится 3 года, вы можете .Кроме вышеперечисленных мер, в части регионов действуют программы . Его суть заключается в том, что государство не просто дает деньги малоимущим семьям, а берет с них обязательство, что они с господдержкой обеспечат себя и детей стабильным и более высоким доходом.
Фото pixabay.com
Малоимущая семья - это семья со среднедушевым доходом ниже определенного уровня, как правило, прожиточного минимума (ПМ) на душу населения в регионе проживания (ст. 7 закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).
Внимание
В законодательстве субъектов РФ, кроме «малоимущая», также встречается определение «малообеспеченная».
Уровень дохода, определенный в региональных законах, может отличаться от федерального:
Доход семьи должен быть низким не по вине семьи : предполагается, что оба родителя работают, учатся или стоят на учете в качестве безработных в центре занятости.
Чтобы семью признали малоимущей, ее среднедушевой доход должен быть ниже определенной величины, чаще всего, прожиточного минимума в регионе, установленного за определённый период. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы до вычета всех налогов и сборов (ст. 7 закона от 05.04.2003 №44-ФЗ).
Точный уровень дохода для получения пособий необходимо узнавать в социальной защите региона, так как периоды, за который он устанавливается, в каждом субъекте разные.Согласно ст. 15 закона от 05.04.2003 года № 44-ФЗ, чтобы рассчитать среднедушевой доход необходимо сумму всех доходов семьи разделить на количество ее членов и на количество месяцев в расчетном периоде (как правило, три).
В Белгороде живет семья из двух детей и двух родителей. Зарплаты супругов составляют 15 тыс. рублей в месяц. Так как заработная плата - это единственный источник дохода, то общая сумма за три месяца равна 90 тыс. рублей. Ее нужно разделить на 4 (количество человек в семье) и на 3 (месяцы в расчётном периоде).
В результате полученные 7500 рублей - это среднедушевой доход. Прожиточный минимум в Белгородской области на душу населения за 1 квартал 2019 года составляет 8702 рубля (постановление от 13.05.2019 года № 193-пп). Т.к. средний доход ниже прожиточного минимума, семья - малоимущая и сможет рассчитывать на пособие.
Если же родители из той же семьи получают ежеквартальные премии в общей сумме 15 тысяч, то доходы за три месяца теперь составляют 105 тысяч рублей, а среднедушевой доход - 8750. Т.к. он выше ПМ (8702 рубля), семья - не малоимущая и не сможет получать пособие.
Главным критерием нуждаемости является среднедушевой доход. Его расчетом занимаются органы социальной защиты населения на основании данных о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе.
В состав семьи включаются родственники, которые живут вместе и ведут общее хозяйство : супруги, их родители и усыновители, дети (кровные и усыновленные), братья, сестры, падчерицы и пасынки (ст. 13 закона №44-ФЗ). При этом, согласно ст. 14 закона №44-ФЗ, не учитываются:
Внимание
Информацию о том, чьи доходы учитываются при оформлении пособия, необходимо уточнять в каждом регионе отдельно.
Важно, чтобы доход был низким не по вине членов семьи, а по независящим от них причинам (ст. 7 закона № 178-ФЗ):
Внимание
Смотрите видео на на канале ЛьготОтвет : из него вы узнаете о пособиях и льготах для малоимущих семей. Подписывайтесь и получайте полезные и информативные ролики каждую неделю!
В некоторых регионах также установлен уровень имущественной обеспеченности , при превышении которого семья уже не может считаться малоимущей. Например, в Москве для получения статуса нельзя владеть:
Для малоимущих семей с детьми установлены пособия и льготы, часть - на федеральном уровне, часть - на региональном. На федеральном уровне предусмотрены следующие выплаты:
Внимание
Все детские пособия не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 217 Налогового кодекса). При этом они учитываются в составе доходов при определении семьи как малоимущей.
На региональном уровне установлены, в первую очередь, - условия получения и порядок выплат регулируют законы субъектов. Кроме того, местные власти могут устанавливать дополнительные критерии. Например, в Москве размер пособия зависит от возраста ребенка (младше или старше 3 лет), а при определении статуса семьи, как малоимущей, помимо дохода, учитываются недвижимость, транспорт и банковские сбережения.
Малоимущим семьям с детьми до 3 лет положены:
Во многих регионах введены дополнительные меры поддержки малоимущих семей с детьми младше 3 лет.
Пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня начала соответствующего отпуска по уходу или со дня рождения ребенка до исполнения ему 1,5 лет. Его размер составляет:
Выплату пособия хотят продлить до достижения ребенком 3-х лет. В течение 2017-2018 годов Думой были рассмотрены несколько законопроектов (№558761-5 , №648289-6 , №1103300-6 , №22852-7 , №278518-7 , №478277-7), но все они не прошли первое чтение.
Компенсация в размере 50 рублей положена тем гражданам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет . Власти планируют увеличить сумму с 2020 года.
Дмитрий Медведев предложил повысить размер компенсационных выплат до 3 лет с 50 рублей до уровня прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. При этом получить их смогут только те семьи, чей доход будет ниже установленного уровня.Для некоторых категорий граждан введены дополнительные пособия . Например, если отец призван в армию, то матери, опекуну или другому родственнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, выплачивается пособие: до конца службы либо до наступления 3-х лет (ст. 12.5 закона №81-ФЗ).
Малоимущим семьям, которые воспитывают ребенка до 16 лет, положено соответствующее пособие , установленное ст. 16 закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ о государственных пособиях .
Условия получения, порядок оформления и размер выплат, критерии обеспеченности определены региональными законами . Главное условие: семья должна иметь средний месячный доход на человека меньше установленной в субъекте величины.
Внимание
Возраст ребенка, как правило, не должен превышать 16 лет . До 18 лет выплаты продолжаются, если он учится в общеобразовательном учреждении (школа, гимназия и т.п.). В части регионов обучение в школе не играет роли, например, в Крыму.
Размер пособия устанавливается регионом и в среднем составляет 150-400 рублей. Однако часто для отдельных категорий малоимущих семей определены повышенные выплаты:
В некоторых регионах на повышенные пособия могут рассчитывать семьи, в которых ребенок (иногда один из родителей) является инвалидом (Нижегородская область) или болен ВИЧ (Вологодская область).
Пособие выплачивается с учетом районных коэффициентов.Пособие на ребенка в Москве назначается малоимущим семьям, воспитывающим ребенка до 18 лет, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума на душу населения в городе, при условии, что ее уровень имущественной обеспеченности не превышает порог, установленный ч. 2 постановления № 954-ПП.
Внимание
Прожиточный минимум за I квартал 2019 года установлен в размере 16957 рублей .
Согласно дополнительным оценкам обеспеченности семьи, она не признается малоимущей, если имеет:
На 2019 год размер пособия установлен:
Пособие назначается и выплачивается городскими управлениями социальной защиты на основании заявления. Его и необходимые документы можно подать:
С 1 января 2018 года малоимущие семьи могут оформить ежемесячное пособие на первого или второго ребенка до 1,5 лет. Оно выплачивается по условиям и правилам, установленным законом о ежемесячных выплатах от 28.12.2017 года № 418-ФЗ и приказом Минтруда от 29.12.2017 года № 889н.
Закон № 418-ФЗ был принят по поручению президента Владимира Путина в конце 2017 года, поэтому выплаты называют «путинские» или «президентские».Получить пособие могут семьи, в которых:
Сумма выплат устанавливается в размере прожиточного минимума на ребенка в регионе. В большинстве регионов он составляет от 8500 до 13000 рублей.
Назначением и выплатой пособия занимается:
Малоимущие семьи, кроме пособий, могут претендовать на другие меры социальной поддержки . Большинство из них - региональные, точную информацию о причитающихся субсидиях и льготах в можно получить в местном отделе соцзащиты.
Внимание
Для некоторых видов социальной помощи семья должна соответствовать не только условиям малообеспеченности, но и другим критериям, например, необходимо иметь статус многодетной.
Чаще всего родители могут претендовать на:
На федеральном уровне установлены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг . Они действуют, если плата за коммунальные услуги превышает определенный процент от дохода. На государственном уровне он составляет 22%, но регионы могут его изменить (в Москве - 10%, в Петербурге - 14%).
Кроме того, возможно обсуждение отмены подоходного налога для малоимущих.Малоимущие граждане могут заключить с государством (представляемым соцзащитой) социальный контракт . Такая мера введена в ст. 8.1 закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ о социальной помощи и дополнительно регулируется региональными законами.
Социальный контракт представляет собой договор члена малоимущей семьи с государством: оно выделяет деньги и разрабатывает программу социальной адаптации, которой должен придерживаться гражданин. Она содержит план действий и по преодолению жизненных трудностей и улучшению уровня благосостояния.
Внимание
В отличии пособий и выплат социальный контракт направлен не столько на финансовую поддержку, сколько на помощь малоимущей семье в самостоятельных активных действиях . При этом он не влияет на получение других пособий.
Программа действует от трех месяцев до одного года в зависимости от ее содержания и может включать в себя помощь в:
Размер и периодичность выплат зависят от региона: в Калужской области выплаты производятся ежемесячно или ежеквартально, в то время как в большинстве регионов они единовременные. Размер субсидии сильно разнится и может составлять от 10 до почти 200 тысяч рублей.
RedRocketMedia
Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414
В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.
2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).
3. Установить, что:
3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:
1.2.1. Наличие недвижимого имущества.
1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.
1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.
2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.
При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.
При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.
При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.
В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.
2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:
2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).
2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.
2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:
3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.
3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).
3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.
5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:
5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.
5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.
5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:
5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.
5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.
5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.
С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.
Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.
Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.
Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.
В наше время правительство России прилагает все усилия для того, чтобы обеспечить помощь нуждающимся слоям населения.
Она может выражаться как в виде денег, так и в виде специальных льгот.
Отдельного внимания заслуживают семьи с низким среднедушевым доходом, так как их в России достаточно много и они нуждаются в .
Куда нужно обращаться для признания семьи малоимущей и кто относится к таковым по закону – попробуем разобраться в этой статье.
Чтобы определить, действительно ли доходы семьи меньше положенных или нет, необходимо рассчитать ее среднедушевой доход. Это и есть главное условие признания соответствующего статуса для последующего выделения на семью с низким доходом государственных средств.
Также нужно помнить, что семьей считается группа людей, которые живут вместе и ведут совместный быт. Как правило, между людьми в пределах одной семьи присутствуют родственные связи, однако, бывают и исключения.
Если говорить точнее, входить в малоимущие семьи могут мужья и жены, дети, родители, усыновленные и усыновители, бабушки и дедушки, падчерицы и пасынки, мачехи и отчимы, опекуны и их подопечные. Если в семье с низким доходом присутствуют инвалиды, она является или, наоборот, то она имеет право на внеочередное и быстрое получение государственной поддержки и признания статуса малоимущей.
Если у супругов нет детей или у одного из родителей есть ребенок, воспитанием которого он занимается самостоятельно, они тоже могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны власти. А вот мужьям и женам, состоящим в гражданском браке, рассчитывать на подобную помощь не приходится. Более того, даже если супруги официально расписаны, но проживают раздельно, они не имеют права получить помощь государства.
Важен тот факт, что к малообеспеченным семьям относятся только люди, находящиеся в проблемном денежном положении из-за обстоятельств, на которые они не могли повлиять самостоятельно. Если же трудоспособные члены семьи по своей вине испытывают финансовые трудности, не работая по причине нежелания, или же по причине злоупотребления алкоголем (наркотическими веществами), такие люди не имеют права на получение помощи государства.
Нужно заметить, что к доходам относят не только заработную плату, но и различные официальные денежные выплаты, пенсии, вознаграждения за авторство, доходы от недвижимого или движимого имущества, натуральные доходы от ЛПХ (последние выражаются в количестве выращенных или собранных продуктов растениеводства и/или животноводства, а также в количестве произведенной продукции).
Сумма, полученная в результате, делится на 3 месяца, после чего необходимо произвести деление на количество людей в семье. Если в результате деления вы получили число, которое ниже на душу населения в том регионе, где вы проживаете, ваша семья имеет право на получение материальной поддержки со стороны государства.
Рассмотрим пример расчета среднедушевого уровня дохода семьи из Москвы.
В семье у нас есть три человека – мать, отец и несовершеннолетний сын (12 лет). Мы будем учитывать исключительно доходы трудоспособных и совершеннолетних супругов. Общая заработная плата матери за последние 3 месяца составила 46000 рублей, отца – 53000 рублей. Других доходов семья за последние 3 месяца не имела, иначе их необходимо было бы также учесть и добавить к общему числу.
Считаем дальше: 46000 + 53000 = 99000 руб. Делим это число на три (количество месяцев) и получаем следующую цифру 99000: 3 = 33000 рублей. Теперь необходимо разделить результат на количество членов семьи (3), в итоге получаем 33000: 3 = 11000 рублей. Прожиточный минимум на душу населения в Москве по состоянию на 3-й квартал 2018 года составляет 16 260 рублей, следовательно, это больше, чем среднедушевой доход нашей семьи. А значит, эти люди имеют полное право получить статус малоимущей семьи и соответствующую помощь в виде , и от государства.
Если вы и ваша семья претендует на статус малоимущей, вам нужно обратиться по этому поводу в орган социальной защиты населения , расположенный по месту вашего проживания.
При этом нужно предоставить органу соцзащиты следующий пакет документов :
В течение 14 дней все предоставленные документы будут рассмотрены в обязательном порядке. Если же в результате рассмотрения среднедушевой доход действительно окажется ниже нормы, такая семья мгновенно получит статус малоимущей.
Отказ от присвоения этого статуса может быть только в тех случаях, когда обнаружится, что были поданы фальшивые сведения о составе или о доходах семьи, а также, если за членами семьи числится больше одной квартиры или дома и общая площадь (стоимость) всей недвижимости превышает норму. Если же вы подали правдивые сведения и среднедушевой доход в вашей семье действительно ниже прожиточного минимума, вы получаете соответствующую справку , которая подтверждает то, что ваша семья малоимущая.
При подаче документов в управление социальной защиты и подсчете среднедушевого дохода в семье нужно учитывать то, что в каждом регионе прожиточный минимум разный.
Если же для определенного региона уровень прожиточного минимума отсутствует, в таком случае нужно ориентироваться на прожиточный минимум по всей стране (федеральный).
По состоянию на 4 квартал 2018 года прожиточный минимум на душу населения в целом по России составляет 10 213 рублей. В Москве — 16 260 рублей, в Татарстане — 9 450 рублей, в Санкт-Петрбурге — 12 080 рублей, а на Чукотке — 21 606 рублей.
О поддержке малоимущих семей на Ямале рассказано в следующем видеосюжете: