Удивительно актуальные, негласные правила и советы из 100-летней книги для настоящих джентльменов, которые помогут вам стать более утонченным человеком
Уже более 130 лет прошло с того момента, как была
выпущена книга «Hill’s Manual of Social and Business Forms».
Ещё в 1883 году её автор Thomas Edie Hill составил сборник разнообразной информации, которая была бы полезна
деловым людям и бизнесменам конца XIX века.
Книга содержит главы в которых идет речь о чистописании, искусстве делового письма, а также о правилах социального и делового этикета.
Одна из глав книги имеет название «Unclassified Laws of Etiquette». В которой содержится список правил этикета. Хотя этот список был написан более 100 лет назад, и некоторые его составляющие немного попахивают нафталином, большинство из этих правил и советов до сих пор остаются удивительно актуальными.
Невежа, тот, кто превращает
гостиную в комнату для курения
Глава этой книги призвана восполнить многие пробелы этикета и побороть бескультурье в обществе. Вот, те негласные правила и советы из книги, которые помогут вам стать более утонченным :
Сегодня мы поговорим о том, как должен вести себя истинный джентльмен
в различных ситуациях, ведь тема воспитания и поведения – активно лоббируется современным обществом. Девушки все чаще стремятся общаться именно с интеллигентными, культурными мужчинами, которые знают, когда следует подать руку, пропустить даму вперед или помочь выйти из автомобиля.
Оценить хорошие манеры могут не только девушки, но и пожилые люди, родители, преподаватели и руководители, ведь именно с помощью галантности и вежливости легче всего расположить к себе человека, вызвать у него положительные эмоции. Предлагаем вашему вниманию несколько постулатов касательно того, как должен вести себя джентльмен, которые помогут сориентироваться в той или иной ситуации, и выбрать правильную манеру поведения.
Протянуть свою руку навстречу руке оппонента;
Уверенно и крепко сжать руку, но не настолько сильно, чтобы человек ощутил боль или дискомфорт;
Два раза плавно поднять и опустить руку;
Отпустить руку мужчины.
Время рукопожатия наступает сразу после представления джентльменов друг другу. Чтобы поддержать дальнейший разговор, можно поинтересоваться делами человека, завести тему о погоде или актуальной на данный момент проблеме. Среди представителей низших классов принято говорить фразу «Приятно познакомиться», но если вы претендуете на звания джентльмена из высшего общества, то так говорить не следует. Если вы знакомитесь с женщиной, то пожимать руку следует несильно, учитывая, что женская рука слабее мужской. Настоящий джентльмен возьмет лишь пальцы женщины в свою руку, аккуратно сожмет их и плавно один раз опустит и поднимет руку. Вас не должна удивлять ситуация, если кое-кто из представленных вам людей не будет протягивать руку с целью пожать вашу, в таком случае следует ограничиться кивком головы.
4. Избегайте ругательств в речи.
Для того чтобы стать джентльменом, необходимо навсегда забыть про грубые слова и нецензурную лексику. Следите за грамматической правильностью своего общения, во время беседы говорите четко, понятно, с интонацией, поднимайте голову высоко, не используйте повышенные тона. Если вы решили использовать какие-либо сложные слова или ведете беседу на профессиональные темы, необходимо быть компетентным в данной сфере. В случае, когда тема разговора не особо знакома, лучше избегать конкретных высказываний, в которых вы не уверены, можно использовать нейтральные обороты, ведь истинный джентльмен не может облажаться, и озвучить ложную, неправильную информацию.
5. Во время беседы избегайте непристойных, грубых и возмутительных тем.
Если же такой разговор начал кто-либо из участников беседы, поведение джентльмена должно быть нейтральным, просто промолчать или проигнорировать реплику – самый лучший вариант. Но конечно все зависит от ситуации, если собеседник ваш знакомый, и вы знаете, что можете обидеть его своим молчанием, придется найти другой альтернативный выход указать на неприемлемость выбранной им темы.
Уступая места в автобусе или метро, не стоит сначала предлагать место, потом ждать согласия, и лишь после этого вставать. По правилам следует сначала привстать и одновременно окликнуть человека, которому вы хотите уступить сиденье. Сделать следует так, чтобы человек увидел уже пустое сиденье, когда обратит внимание на окрик. В противном случае это будет выглядеть как соблюдение формальности, мол, по правилам надо уступать, вот и предлагаю, но на самом деле рассчитываю на отказ.
Истинный джентльмен должен понимать, что слишком перебарщивать в своем стремлении быть учтивым не стоит: льстить, лебезить перед людьми, стараться во всем поддержать и уступить – это скорее черты характера слабохарактерного и неуверенного в себе человека, чем джентльмена. Мужчина должен сам понимать, в каком случае стоит проявить свои манеры и оказать услугу, а когда лучше отпустить ситуацию.
Не стоит уступать место девушке, если она едет с подругой, ведь двум девушкам присесть не удастся, а обращаясь к конкретной даме, вы можете обидеть ее спутницу.
Если женщина стоит далеко от того места, где вы сидите, то уступая ей место, вы заставите ее продвигаться сквозь толпу, что не нравится большинству дам, поэтому в таком случае тоже лучше не уступать место.
Если вы едите вместе с товарищем и занимаете два места рядом, то и уступать места следует обеим, в противном случае это будет выглядеть не слишком этично.
Если тот, кому вы уступили места, не хочет присаживаться, ссылаясь на то, что ему скоро выходить, или человек просто не хочет, достаточно еще раз предложить. И после повторного отказа сесть назад. Но не проявляйте снисходительности в такой ситуации.
Настоящий джентльмен может сам за собой поухаживать: постирать и погладить свой гардероб. Причем это необходимо взять за привычку. Не стоит ожидать, что мама или жена будет стирать ваши носки и гладить брюки, вы должны делать это самостоятельно.
Истинный джентльмен ценит модельную обувь, которая не только красивая, стильная и ухоженная, но и комфортная. Туфли следует начищать так, чтобы они блестели, а цвет носков должен соответствовать обуви.
Одевая брюки, или джинсы, не забывайте про ремень – это важный аксессуар, который носят все сильные современные мужчины. Без него образ выглядит не законченным и создается ощущение, будто чего-то недостает. Выбирайте ремни без массивных пряжек и множества заклепок.
Общается с девушками с благородством. Но без снисхождения;
Не позволяет себе перебрать со спиртным, в какой бы ситуации не был. Пьяный мужчина выглядит недостойно, вызывает отвращение и неприязнь у окружающих его людей;
Не делает тату и пирсинг на видном месте. Учитывая, что джентльмены попадают в самые разные компании, на светские вечеринки и деловые встречи, следует тщательно подумать о необходимости татуировки на теле или пирсинга. Вряд ли на встрече директоров вы будете хорошо выглядеть с серьгой в носу. Но если все-таки хочется отдать дань моде, то выберете ту часть тела, которую при необходимости можно скрыть;
Не стоит заводить знакомств ради секса, это проявление неуважения, как к себе, так и к девушке;
Прежде чем поднять ту или иную тему в беседе, внимательно проанализируйте, нет ли в компании людей, которых она может расстроить, смутить или обидеть. Так же не стоит постоянно сводить разговор к собственным успехам, достижениям и своей персоне в принципе.
Каролина Емельянова
Эволюционная ветвь,
подарившая миру джентльменов,
оказалась тупиковой. И образчики галантности в этом плане не отличаются от огнедышащих драконов: возможно,
когда-то они существовали,
но никто их не видел.
От драконов остались хотя бы многочисленные легенды и мифы,
наскальные рисунки и иллюстрации в детских книгах,
а что осталось от джентльменов? Завлекательное название для марки одежды,
пародийная передача,
томные романы,
ассоциация с четырьмя авантюристами(«Вежливость — лучшее оружие вора») и сладкий до тошноты образ Эшли Уилкса с сияющим нимбом вокруг головы.
И все же мы верим,
что они были. Джентльмены,
а не драконы. Просто оказались нежизнеспособными и мутировали в другой подвид. Как следствие,
мутировали и привычки. Прошедшие апгрейд потомки сладкого Эшли сменили муаровые жилеты на кожанки,
подтяжки — на ремни,
кальсоны — на боксеры с Гуффи,
кюлоты — на собственноручно обрезанные джинсы,
фетровую шляпу — на кепку«
Спартак». Вместо альбома со стихами джентльмен XXI века заводит альбомы в социальных сетях,
каждый пятый из которых он скромно называет«
Не люблю фотографироваться!» Вместо театра приглашает даму на картинг. Не заказывает морепродукты в ресторане,
потому что не знает,
как их правильно есть,
но легко починит залитую чаем«
клаву» и присоветует смартфон последней модели. Да что говорить,
вместе с породой эволюционировало все. В лучшую или в худшую сторону — судить нам,
леди!
XIX ВЕК |
XXI ВЕК |
Не занимает деньги у друга, за исключением крайней нужды. | Не дает деньги в долг другу и не занимает у дамы сердца, за исключением крайней нужды(например, не хватает на пиво, новый компьютер или вертолет с радиоуправлением). |
В разговоре не упоминает имен, а также того, сколько стоят вещи. | Не упоминает при своей девушке имен других дам, а также того, сколько стоит новый компьютер и вертолет с радиоуправлением. О пиве говорит охотно. |
Не трогает незнакомых дам,
если тех сопровождают незнакомцы,
которых лучше не хлопать по спине.
| Не хлопает незнакомцев по спине и не трогает незнакомых дам. |
На улице никогда не снимает перчатки. | На улице никогда не снимает девушек. |
Всегда предупредителен, галантен и внимателен с дамами. | Всегда предупредителен, галантен и внимателен с дамами в мини-юбках. |
Избегает излишка драгоценностей. Уместны золотые или бриллиантовые запонки и часы на цепочке. | Восхищается излишком драгоценностей на своей даме, особенно если на ней ничего, кроме них, нет. Всегда готов предложить ей свои запонки. |
Считает необходимым, отправляясь на бал, положить в карман запасную пару перчаток. | Считает необходимым, отправляясь на вечеринку, положить в карман запасной презерватив. |
Поднимаясь по лестнице вместе с леди, джентльмен держится немного спереди, а спускаясь — немного сзади. | Поднимаясь и спускаясь по лестнице, всегда пропустит леди вперед, чтобы оценить ее фигуру сзади. |
Перед тем как войти в зал, застегивает перчатки и старательно поправляет прическу и галстук. | Перед тем как войти в зал, отстегивает охраннику на фейс-контроле и, заглядевшись на красивую девушку, настойчиво отправляет свою даму поправить прическу. |
Проходя мимо зеркала, не заглядывает в него. | Проходя мимо зеркальной витрины,
косится в нее любопытным взглядом и делает вид,
что заинтересован ее содержимым.
|
В театр, на концерт или в музыкальный салон джентльмен проходит первым, чтобы найти нужные места для себя и для своей дамы. | Не ходит в театр, впадает в ступор при фразе« музыкальный салон», а на концерте поменяется местами с чужой дамой, если у той лучшее, в первых рядах. |
Считает неприличным сидеть, если рядом стоят дамы. |
Считает приличным сидеть, если на коленях у него уже сидит дама. |
Не смеется громко, так как излишняя веселость в обществе неприлична. | Не смеется громко, так как излишняя веселость на совещании чревата. |
Старается избежать общеизвестных острот, памятуя, что« повторение портит впечатление». | Старается избежать баянов, памятуя, что« за флуд модератор может влепить проценты». |
Не курит в присутствии дамы. | Не курит в присутствии мамы. |
Не ест быстро. | Не ест в ресторанах быстрого обслуживания. |
Садясь за стол, джентльмен снимает перчатки и покрывает колени салфеткой. | Садясь за стол, всегда снимает наушники, выключает мобильник и аккуратно убирает iPod в чехол. |
Не приглашает на танец даму, которая совершенно очевидно пришла на бал со своим кавалером. | Не приглашает на танец даму, которая совершенно очевидно пришла на вечеринку со своей дамой. |
Приглашая даму на танец,
подходит к ней и,
изящно поклонившись,
делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме,
в виде комплимента. Например: «Позвольте узнать,
которую кадриль могу я надеяться иметь честь танцевать с вами».
| Приглашая даму на свидание, подходит к компьютеру и, отправив изящный смайлик, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме, в виде комплимента. Например: «Превед, прекрасный суслик! Как насчет встречи с реальным кросавчегом?» |
Считает неприличным просить под каким бы то ни было предлогом веер или цветы у дамы, с которой он танцует. | Считает неприличным просить под каким бы то ни было предлогом паспорт или руку и сердце у дамы, с которой он провел ночь. |
По окончании танца кланяется даме и доводит ее до места или предлагает проводить к буфету.
| По окончании свидания целует даму в губы и доводит ее до такси или предлагает проводить к своему дому.
|
Отведя даму на место, считает правильным откланяться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. | Отведя даму на место, считает правильным откланяться и отойти, пока не появился ее муж. |
Увидев, что дама, отказавшаяся танцевать с ним, тотчас же пошла танцевать с другим, объяснит это ее забывчивостью или незнанием законов этикета, но никогда не начнет спора по этому поводу. |
Увидев, что дама, отказавшаяся танцевать с ним, тотчас же пошла танцевать с другим, объяснит это, воспользовавшись непечатными выражениями, но все же не удалит ее из друзей в «Фейсбуке». |
Уезжая c бала, старается обязательно отыскать хозяев или устроителей, чтобы, прощаясь, поблагодарить за полученное им удовольствие. |
Уезжая с вечеринки, старается отыскать девушку без комплексов в зеленом платье, чтобы, прощаясь, поблагодарить за доставленное ему удовольствие. |
Спускается в гардероб после окончания бала, чтобы взять верхнюю одежду для себя и своей дамы. |
Спускается в гардероб, чтобы взять верхнюю одежду для себя и своей дамы, не дожидаясь окончания мероприятия, чтобы успеть первым. |
Знает, что бальное знакомство за пределами зала недействительно, касается только одного вечера и его продолжение целиком зависит от желания леди. | Полностью солидарен с джентльменом XIX века! |
“Все хотят быть Кэри Грантом. Даже я сам хочу им быть”, - говорил актер в одном из интервью. Но в каждой шутке есть доля шутки: Кэри Грант – идеал невозмутимого и остроумного джентльмена, каким его представляли в середине ХХ века, и идеал актера, каким его представляли в “золотой век” Голливуда - был выдуман и создан человеком, когда-то носившим это имя. В день рождения актера проект Weekend сформулировал 7 правил, которые помогли Кэри Гранту стать тем, кем он хотел.
Псевдоним “Кэри Грант” актеру подарили на студии Paramount в 1931 году, он был созвучен имени другой звезды того времени – Гэри Куперу, даже инициалы были похожи C.G. и G.C. До этого почти 27 лет он жил под фамилией Лич и именем… Арчибальд!
Сам Арчи Лич тоже не был в восторге от своих паспортных данных. Он родился в Бристоле в семье, как принято говорить, “среднего достатка”, его отец Элиас Лич был портным на швейной фабрике. Что касается матери, ее трагическая судьба пересказана множеством биографов актера: он был еще совсем маленьким, когда мать поместили в лечебницу для душевнобольных. Отношения с отцом после этого не заладились, и в 14 лет Арчи Лич сбежал из дома и присоединился к бродячей труппе акробатов. Вместе с этой труппой в начале 1920-х годов акробат, мим и жонглер Арчи Лич оказался по другую сторону океана – в Нью-Йорке, где продавал галстуки и ходил на бродвейские прослушивания в ожидании своего счастливого часа.
“Я провел большую часть своей жизни, разрываясь между Арчи Личем и Кэри Грантом: не будучи уверенным ни в одном из них и сомневаясь в обоих. Я притворялся кем-то, кем хотел быть, до тех пор, пока не стал этим человеком. Или он стал мной”.
Свои первые более-менее заметные роли в кино он сыграл в паре с Мэй Уэст в фильмах “Она обошлась с ним нечестно” и “Я не ангел”. В начале своей карьеры в кино он зарабатывал немногим больше статистов: играя роль лейтенанта Пинкертона в “Мадам Баттерфляй” (1932), он получал 450 долларов в неделю, а за роль Черепахи Квази в экранизации “Алисы в стране чудес” (1933) – 750 долларов в неделю, и это при том, что ради роли ему приходилось забираться внутрь весьма экстравагантного костюма…
Имя Кэри Гранта стало синонимом хорошо одетого мужчины. Его считали педантом в плане одежды: сохранилось даже письмо Гранта одному их своих портных, где он критикует присланную рубашку за слишком короткий воротничок. Сам же актер себя никогда не считал особым модником и следовал завету отца, служившего в свое время портным: “Мой отец всегда говорил: пусть видят тебя, а не костюм. Он должен быть вторичным”.
© Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Warner Bros.
Кэри Грант в фильме “Ночь и день”, 1946 год
Тем не менее, в 1960-х в журнале This Week вышла статья Кэри Гранта, где он рассуждал о принципах, которым стоит следовать, если хочешь достойно одеваться.
“Я уверен, что мужская одежда - так же, как женская - должна подчеркивать достоинства фигуры и скрывать недостатки. Во всех случаях самый надежный стиль поведения - это золотая середина, вдумчивая благоразумность. Одежда должна быть комфортной, понятной и не вызывающей беспокойства”.
Вот, кстати, и пара практических советов от Кэри Гранта из этой статьи.
Безусловно, Грант одевался согласно моде своего времени. В 1940-х это были строгие темные костюмы в полоску, как у его героя-альфонса из “Подозрения” (1941). В 1960-х мягкие двубортные пиджаки и узкие галстуки, в таких он убегает от наемных убийц в фильмах “На север, через северо-запад” (1959) или “Шарада” (1963). Неизменные фетровые шляпы-федоры, которые его герои сдвигают на глаза в попытке “замаскироваться”: так делал Мортимер в ленте “Мышьяк и старые кружева”, когда тайно женился на своей возлюбленной, из-под такой шляпы поглядывал его Девлин, когда шпионил в “Дурной славе”. Главное, что роднит этих героев и самого актера – безупречные костюмы и белые рубашки.
Кэри Грант в фильме “Подозрение”, 1941 год
Еще одна характерная особенность Кэри Гранта – загар, причем настолько сильный, что на некоторых фотографиях актер выглядит и в правду “забронзовевшим”. В вопросе солнечных ванн он был столь же придирчив, как и в любом другом: только натуральный загар, никаких специальных средств или солярия.
При этом Гранту от природы была присуща элегантная небрежность, с которой ему удавалось носить не только смокинги и цилиндры, но и выкручиваться из “непредвиденных ситуаций” на экране и в жизни, лишь приподнимая бровь в знак удивления.
© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/20th Century Fox Film Corporation
Мерилин Монро и Кэри Грант в фильме “Обезьяньи проделки”, 1952 год
Родители Кэри Гранта, как известно, никогда были богаты, да и сам актер в первые годы своей нью-йоркской жизни перебивался случайными заработками. Это научило его рационально относиться к деньгам. В Голливуде он долгое время был единственным независимым актером, не имевшим агента и самостоятельно заключавшим контракты со студиями. И если в начале 1930-х годов он зарабатывал в среднем 450 долларов в неделю, то, например, роль в знаменитой хичкоковской ленте “На север через северо-запад” принесла ему 450 000 долларов, плюс 315 000 долларов сверхурочных и процент от прибыли; а гонорары последних фильмов составляли уже несколько миллионов.
Но при всей свое разумности и экономности Грант никогда не был скрягой, он часто принимал участие в благотворительных акциях. Например, весь свой гонорар за роль в комедии “Мышьяк и старые кружева” - 100 000 долларов – он передал в американский Фонд помощи жертвам Второй мировой войны.
В 1942 году Кэри Грант женился на Барбаре Хаттон, богатой наследнице, чье состояние составляло несколько десятков миллионов долларов. Для обоих это был не первый брак, и первые два бывших супруга Барбары не стеснялись запускать руку, а то и обе, в ее кошелек.
“Я знаю, что нас называли Cash and Cary (“Наличка” и Кэри, прозвище вдвойне обидное еще и потому, что в английском созвучно “cash and carry” - “заплати и уноси”, как называют универмаги самообслуживания – прим. ред.), но я никогда не просил у Барбары ни пенни. Я женился не ради денег, слава богу, это правда. Возможно, что когда я женился, то не руководствовался здравым смыслом, но деньги не играли здесь никакой роли”.
Американская светская львица Барбара Хаттон, 1931 год
Действительно, Кэри Грант был единственным из семи мужей Барбары, который не взял ни цента из ее денег, заботился о ее сыне больше, чем его собственный отец граф вон Харденберг и старался поддерживать ее даже после развода, насколько она позволяла.
В то время как состояние его экс-супруги уменьшалось на глазах из-за ее расточительности, Грант своими доходами тоже старался распоряжаться с умом, вкладывая в их в акции и доходные предприятия. На пенсии он вошел в совет директоров косметической компании Fabergé (в 1989 году компания была куплена концерном Unilever, и бренд перестал существовать).
Всего Кэри Грант был пять раз женат, а количество романов, кажется и вовсе не сосчитать. В кино его партнершами были самые известные красавицы своего времени: Мэрилин Монро и Ингрид Бергман, Джоан Фонтейн и Джинджер Роджерс.
© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Paramount Pictures/Warner Independent/Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Кэри Грант с актрисами Джинджер Роджерс (в фильме “Мартышкин труд”), Ингрид Бергман (в фильме “Дурная слава”) и Эвой Мари Сейнт (в фильме “На север через северо-запад”)
Говорили, что на съемках “Плавучего дома” он безумно влюбился в Софи Лорен, которая была моложе его на 31 год, но та выбрала Карло Понти, чем разбила бедняге Гранту сердце. И при всем этом в течение жизни актера не утихали слухи о его гомосексуальности.
Грант комментировал подобные выпады и вопросы со своей обычной сдержанностью: “У меня нет планов писать собственную автобиографию, я оставляю эту работу другим. Уверен, они смогут сделать из меня гомосексуалиста, нацистского шпиона или еще кого-нибудь”.
Его первой супругой стала актриса Вирджиния Черрилл, та самая, что сыграла слепую цветочницу в чаплинских “Огнях большого города”. Они прожили вместе всего год, во время развода актриса обвинила Гранта в бытовом насилии, он не стал комментировать этот факт во время процесса, но пресса немедленно подхватила историю. После развода актер впал в затяжную депрессию, начал лечиться у психоаналитика. Впоследствии в течение всей жизни Грант не раз обращался к специалистам, принимал сильнодействующие средства и даже наркотики. Тот факт, что он какое-то время принимал ЛСД, подтверждает в своей книге и его дочь Дженнифер.
Его следующий брак с миллионершей Барбарой Хаттон продлился чуть дольше, 3 года, и все это время был одной из самых популярных тем таблоидов. Как мы уже писали, богатство Барбары привлекало к ней главным образом охотников за приданым и благородство Кэри в вопросе денег, по идее, должно было сделать этот брак более крепким, однако в июле 1945 года Хаттон подала на развод, назвав в качестве причины то, что “Грант не любил ее друзей”. Действительно, во время их совместной жизни главной темой для споров были многочисленные вечеринки и “халявщики”, окружавшие Хаттон и жившие за ее счет. Тем не менее, экс-супруги остались друзьями.
“Каждый следующий брак кажется труднее предыдущего. Но я с большим энтузиазмом принимаю “наказание” и каждый раз “наступаю на эти грабли”, чтобы получить очередную порцию страданий. И не спрашивайте меня, почему”.
Кэри недолго оставался одиноким: в 1948 году на съемках фильма “Каждая девушка должна выйти замуж” он познакомился с британской актрисой Бетси Дрейк, и через год они поженились. Этот брак примечателен тем, что стал самым длинным для Гранта, они прожили вместе 13 лет, а также тем, что именно Дрейк “познакомила” его с препаратом под названием ЛСД. Они развелись в 1962 году.
Три года спустя 61-летний Грант снова пошел под венец с 26-летней красавицей Дайан Кэннон, которая помогла актеру справиться с наркотической зависимостью и родила ему единственную дочь Дженнифер. Но и этот брак продержался всего пару лет. В пятый и последний раз Грант женился в возрасте 77 лет Барбаре Харрис, которая была на 47 лет моложе его и на тот момент работала PR-менеджером одного британского отеля. Свадьба была скромной, проходила она 15 апреля 1981 года в доме жениха в Беверли Хиллс, а среди приглашенных были только дочь Гранта Дженнифер, его адвокат Стенли Фокс с женой и филиппинец-дворецкий, работавший тогда у Гранта, тоже с супругой. После смерти актера в 1986 году его наследство было разделено между дочерью и последней женой.
Один из главных фактов актерской биографии Кэри Гранта – он никогда не играл злодеев. В комедии “Мышьяк и старые кружева” его герой театральный критик Мортимер оказывается единственным вменяемым членом безумной семейки. По сюжету, его тетушки, известные на весь Бруклин своей благовоспитанностью, оказывается травят одиноких людей и закапывают их в подвале своего дома, а помогает им в этом деле безумный брат Мортимера, возомнивший себя президентом Рузвельтом и периодически “копающий” в подвале Панамский канал, да и второй брат оказывается убийцей.
Грант был одним из любимых актеров Хичкока, но даже мастеру саспенса не удалось превратить его в антигероя. В фильме “Поймать вора”, где партнершей Гранта была Грейс Келли, он играет бывшего вора Джона Роби по кличке Кот, которого подозревают в серии краж драгоценностей, прокатившейся по Французской Ривьере. И хотя все улики против Кота, к концу фильма ему удается оправдать себя.
Единственным случаем, когда Хичкоку удалось добавить каплю сомнения к безупречному кинообразу Гранта, стал фильм 1941 года “Подозрение”. Грант играет здесь бездельника и повесу Джонни Эйсгарта. В пригородном поезде он знакомится с Линой (Джоан Фонтейн), скромной дочкой отставного английского генерала, живущей с родителями в небольшом сельском имении. Лина без памяти влюбляется в Джонни и сбегает с ним. Вернувшись из свадебного путешествия, героиня осознает, что у ее мужа ни гроша за душой, он игрок и по уши в долгах. Она начинает подозревать мужа, что тот женился на ней ради приданого, которое оказалось на деле не таким большим, как он рассчитывал, а таинственная смерть лучшего друга Джонни и его увлечение детективами убеждает Лину в том, что она должна стать следующей жертвой супруга.
© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/RKO Radio Pictures Inc.
Кэри Грант и Джоан Фонтейн в фильме “Подозрение”, 1941 год
Кульминацией фильма становится сцена, в которой герои несутся в машине по опасному участку дороги, идущей вдоль побережья, и Лина чуть не срывается в обрыв из-за случайно открывшейся дверцы машины. В тот момент не сразу ясно, пытается Джонни ее спасти или убить. На самом деле, Хичкок изначально задумывал превратить героя Гранта в убийцу и весь фильм логически подводил к такой концовке. Однако продюсеры воспротивились, посчитав, что это может плохо сказаться на имидже актера в будущем, и потребовали изменить финал: в результате все заканчивается хорошо, хотя сомнения в честности героя у зрителя все равно остаются.
В жизни актера дела обстоят похожим образом, несмотря на обвинения бывших жен в побоях или изменах, несмотря на проблемы с наркотиками и кучу прочих слухов, окружавших его всю жизнь, Кэри Гранту удалось сохранить репутацию “хорошего парня”.
“Коньком” Кэри Гранта в кино всегда были комедии, как “Мышьяк и старые кружева” или “Воспитание крошки”, и даже триллерам Хичкока он добавлял нужную долю юмора. В фильме “На север через северо-запад” он умудряется “вставить свои пять копеек” на допросе у незнакомцев, принявших его за шпиона. Когда один из них запирает его в библиотеке со словами: “Подождешь здесь”, герой отвечает: “Не возвращайтесь! Книги моя страсть”. А чего стоит его “испуганный” взгляд в финале “Поймать вора”, когда героиня Грейс Келли сообщает ему, что ее маме понравится в его доме!
© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Warner Bros. Pictures
Кэри Грант в фильме “Мышьяк и старые кружева”, 1944 год
При этом, Грант считал комедию одним из самых сложных для актера жанров.
“Секрет хорошей комедии в том, чтобы она выглядела естественно в любых обстоятельствах. Кино - самое сложное из этих обстоятельств. Стоя на сцене, ты хотя бы знаешь, смеются в зале или нет. А во время съемок фильма невозможно угадать будущую реакцию, остается только пытаться верно все рассчитать и разместить в правильном месте и надеяться, что через месяц, когда картину покажут в кино, окажется, что все было рассчитано правильно. Это сложно и требует опыта. Я навсегда запомнил фразу, которую произнес на смертном одре актер Альфред Мэттьюс (известный в Англии театральный актер – прим. ред.): “Умирать тяжело, но не так тяжело, как играть в комедии”.
С возрастом из смазливого юноши он превратился в сурового красавца с волевым подбородком, а седина, лишь добавляла ему шарма в глазах поклонниц. Но сам актер, не стремился молодиться, несмотря на молодость своих жен.
© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans
Англо-американский актёр Кэри Грант на фото 1930-х годов и 1950-х
Известно, что Ян Флеминг держал в голове образ Кэри Гранта, когда придумывал своего легендарного агента 007 Джеймса Бонда. И именно его писатель предложил на роль для первого фильма “Доктор Но” (1962), но актер, которому на тот момент исполнилось 58 лет, счел себя слишком старым для роли шпиона-ловеласа и отказался.
“Когда люди говорят тебе, что ты молодо выглядишь, они также говорят о том, насколько ты стар”
Год спустя он снялся в фильме “Шарада” вместе с Одри Хепберн, которая была моложе его на 25 лет. Соглашаясь на эту роль, он вновь посчитал себя слишком старым, чтобы изображать “героя-любовника” бегающего за молоденькой старлеткой, и попросил внести изменения в сценарий, дабы подчеркнуть их разницу в возрасте: в результате не он бегает за героиней Хепберн, а наоборот, она “преследует” его.
В 1966 году Грант принял решение “уйти на пенсию” и больше не возвращался в кино, не смотря на уговоры Билли Уайлдера и Стэнли Кубрика, и занялся косметическим бизнесом.
“Моя жизненная формула проста: я встаю утром и иду спать ночью. Между этим я нахожу для себя лучшее занятие, которое могу придумать”.
Кэри Грант умер в 1986 году, его тело было кремировано, а прах, по желанию покойного, развеян над Тихим океаном.
Понятие слова «джентльмен» изменялось и развивалось с течением времени, пройдя путь от обозначения представителя непременно высокого сословия до просто хорошо воспитанного, уравновешенного и невозмутимого человека, придерживающегося определенных правил поведения. Особенно это явление получило распространение в Англии XIX века, положив начало устойчивым ассоциациям этого слова с образами усатых мужчин в высоких цилиндрах и фраках. Но, разумеется, главной отличительной чертой джентльмена являлись не одежда и шляпа, а строгая приверженность принципам, так называемому «кодексу джентльмена».
Мы хотим вас познакомить с основными правилами общения для джентльменов, которые пришли к нам из той эпохи. Некоторые из них покажутся сегодня смешными, другие наоборот — совершенно актуальными. Впервые опубликованы в 1875 году в A Gentleman’s Guide to Etiquette автора Cecil B. Hartley .
А какие традиции прошлого не помешали бы, по вашему мнению, в наше время?