Спорт. Диеты. Упражнения. Тренировки. Препараты

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?..

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные,

И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,

Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

…Голодные

Стоят сиротки-деточки

Передо мной…Неласково

Глядит на них семья,

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Н.А. Некрасов, известный русский поэт, во многих своих произведениях с большим сочувствием описывает тяжелую жизнь простых женщин-тружениц.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» о своей судьбе рассказывает странникам, которые ищут счастливых людей, Матрена Тимофеевна Корчагина. Ее жизнь сложилась, как у многих русских крестьянок. С детства она занималась тяжелым трудом. Но все равно воспоминания о жизни в детстве только радостные, так как у нее была, по определению самой Матрены, «хорошая, непьющая семья». Выйдя замуж, Матрена прошла через тяжелые испытания: конфликты в семье (придирки родни мужа), тяжелый труд, смерть первого ребенка, разлука с мужем, ушедшим на заработки, вечная нужда.

Так сложилась ее жизнь. А в ней было и плохое, и хорошее, плохого, конечно же, больше, но эта женщина нашла в себе силы жить. С какой болью перенесла она гибель сына Демушки! А ее обвиняют в смерти ребенка, и ей еще приходится оправдываться! Матрене Тимофеевне. Так она прощает деду Савелию его оплошность, что привела к гибели ее первого сына. Вместо другого сына Матрена несет наказание и ложится под розги, терпит ради ребенка позор и унижение, а после наказания идет на речку и плачет. Когда стало известно, что мужа Матрены забирают в солдаты, она идет к губернаторше, бросается ей в ноги, и мужа спасают. Матрену в деревне считают «счастливицей». Но приходят новые беды вместо счастья. Такая доля, как у Матрены, выпадала многим. А переживать долго некогда – надо кормить семью. Жили, накапливая в себе горе и отчаяние.

Некрасов с любовью описывает портрет этой женщины-труженицы, ее красоту. У нее большие глаза, волосы с проседью. Главное же достоинство русской женщины Некрасов видит в ее способности быть хорошей матерью, заботиться о детях, несмотря на все трудности.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова получился подлинно русский благодаря песням, пословицам, поговоркам, использованию выразительных средств языка: эпитетов, синонимов, сравнений. Она причитает над погибшим сыном: «Падите, мои слезоньки,.. прямо на сердце злодею моему!»

Свою жизнь Матрена прожила в постоянном труде и борьбе за свою семью. Автор делает вывод: нет счастья на Руси женщине-крестьянке.

Некрасов впервые в литературе так глубоко и правдиво изобразил русскую женщину, показал черты национального характера русских женщин. Живя в нечеловеческих, рабских условиях, угнетаемые и унижаемые, они сохранили чистую душу, сильную волю, нежность, любовь, верность. Эти качества помогают им жить и верить.

2 вариант

Народ – всё население страны. У Н. А. Некрасова – это, прежде всего, крестьянство. Писатель сострадал народу, находил в нём лучшие человеческие достоинства, считал себя обязанным перед ним за все его жизненные тяжёлые обстоятельства.

Образ крестьянки, Корчагиной Матрёны Тимофеевны, в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» играет важную роль, появляется он в одной из частей произведения под названием «Крестьянка».

Матрёна Тимофеевна чувствовала себя по-настоящему счастливой только когда находилась в родительском доме, в прекрасной крестьянской семье, где отец и мать заботились о дочери, ласково обращались к ней «касатушка». Будучи членом рабочей семьи, Матрёне приходилось с ранних лет выполнять тяжёлую работу, выделять мало времени на детские забавы. Несмотря на это крестьянка дорожила временем, которое провела в родном доме, часто с грустью вспоминала о нём.

На трудолюбивую Матрёну заглядывалось много парней. Девушка была отдана за мужчину из другой деревни. Дом, в который попадает Матрёна, несравним с родительским. Нерадушная семья не уважает нового члена семьи, называет девушку «сонливая, дремливая, неурядливая», несмотря на её огромные старания. Муж был жесток с Матрёной, избивал её: «плётка свистнула, кровь брызнула».

Единственной радостью в неблагополучной семейной жизни было рождение ребёнка. Это событие служит утешением для крестьянки. Необходимость трудиться не даёт возможности самостоятельно воспитывать Матрёне первенца, приходится оставлять его на попеченье старику, который однажды недосмотрел за чадом. Гибель ребёнка становится трагедией для бедной крестьянки.

Смерть первенца не сломила Матрёну, она продолжает жить, защищать своих детей, семью. Так она принимает на себя наказание сына, Федота, который на выпасе потерял овцу, вступается за мужа, которого хотят забрать в солдаты, прося у губернаторши помощи.

Образ Матрёны нельзя назвать счастливым. Не каждый способен выдержать те трудности, которые пришлось пережить крестьянке, принести себя в жертву ради других, поэтому героиня вызывает восхищение.

Писатель наделил Матрёну всеми чертами крестьянок, чтобы показать жизнь народа в целом. И вот перед читателем предстаёт сильная женщина, честная жена, работящая, целеустремлённая, нежная и простая.

Сочинение про Матрену

Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе. Однако крестьянка предстает перед нами не только замученной тяжелым трудом, но и в образе «величавой славянки», обладающей высокими нравственными качествами, стойко переносившей жизненные неурядицы и любящей свою семью. Таковой является Матрена Тимофеевна Корчагина.

Добросердечие, приятная внешность, смекалка, слава счастливицы присущи этой женщине. Мы видим, как Некрасов показывает жизнь Матрены с детских лет и до встречи с искателями счастливой судьбы. Интересно, как автор изображает ее мысли и чувства, а также душевные потрясения, оставленные большой след в ее жизни. Особенно тяжело ей было после смерти первого сына Демушки.

В начале поэмы, где говорится о трагической кончине ребенка, описан образ птицы, которая безутешно плачет о своих птенцах,погибших во время грозы. Он помогает т читателю понять трагедию матери-крестьянки. Однако, когда вскрывают труп Демушки, Матрена Тимофеевна оказывается во власти безысходности и ярости. В ее проклятиях злодеям и палачам у нее созрел план отмщения. И поэтому, предвидя такую ситуацию, становой велит связать мать.

Спасая младшенького Федотошку, от незаслуженного наказания она сама легла под розги, даже не вымаливая прощения у старосты. Она с гордо поднятой головой вынесла позорное наказание. Лишь только вечером у реки женщина смогла выплакать всю боль своих страданий. Матрена переживает, когда узнает, что ее мужа отдают в солдаты. Видя, как супруга избивают палками по приказу полковника Шалашникова, а ее ребятишки просят подаяние, она идет икать заступничество.

Ночью идет она в город, обращаясь с молитвой к небесной заступнице. В отличие от других героинь произведений поэта, ей выпало счастье, так как она попросила помощи у губернаторши, которая ей и помогла. И вот, крестьянка возвращается домой с мужем, которого освободили от воинской повинности и с младенцем Лиодорушкой. Ее сердце было переполнено радостью, благодарностью и любовью. В таком состоянии и окружающий мир ей видится лучше. Матрена идет и любуется природными красотами, присутствующими в начале весны. Но, при всей своей удачливости и природной одаренности Матрена не стала счастливой. Прощаясь с искателями счастливого, она говорит, что ключи от женского счастья затеряны, и вряд ли найдутся.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Выбор профессии рассуждение

    Каждый человек - существо социальное. Поэтому, чтобы, в старости получать хоть какую-то пенсию, надо трудиться. И выбрать такую профессию, чтобы она приносила не только деньги, но и удовольствие.

  • Народ освобожден, но счастлив ли народ - сочинение (Некрасов)

    Некрасов известен как поэт, стоявший на страже интересов крепостных. Он всегда болел душой за судьбу практически забитого народа, во многих своих стихах показывал страдания несчастных крестьян, бесправных дворовых,

  • Сочинение по повести Горького Детство рассуждение для 7 класса

    Повесть «Детство» представляет собой автобиографическое описание жизни Максима Горького. Автор, достигнув зрелого возраста, обращает умудренный жизненным опытом взгляд на свое прошлое

  • Сочинение Человек и природа в сказке Кладовая солнца

    Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей

  • Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века (описание)

    Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.

Меню статьи:

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.

Возраст и внешность

На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.

Волосы ее уже заметно тронула седина, но еще можно было узнать ее цвет волос. Кожа ее была смуглая и грубая. Одежда Матрены подобна одежде всех крестьян – она простая и опрятная. Традиционно ее гардероб состоит из белой рубахи и короткого сарафана.

Характеристика личности

Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена. Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение. Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.

Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость.
Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа. Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.

Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.


Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».

Жизнь Матрены до замужества

Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».

Замужество и первые горести

Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой. По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее. Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.

Семья мужа оказалась большой, но не дружной – так как они не умели доброжелательно относиться друг к другу, то Матрена не стала для них исключением: ее никогда не хвалили за хорошо выполненную работу, а всегда придирались и бранили. Девушке ничего не оставалось, как терпеть унижение и грубое отношение к себе.

Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.

Отношения с мужем

Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера талантливого поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова.

В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.

Дети Матрены

Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи. Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор. Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.

Новые перемены

На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться. Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома. К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.


Таким образом, Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме Некрасова стала сборным символом типичной крестьянки, которая все вытерпит и все вынесет на своем горбу. Несмотря на такое трудолюбие и неистовство в работе, Матрена не стала счастливой – окружающие, в частности ее ближайшие родственники, придирчиво и несправедливо к ней относятся – они не ценят ее работу и не осознают ее подвига по отношению к ним. Такое положение вещей не ускользает от женщины, но ее терпение и оптимизм не знают границ.

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?..
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи... и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной...
Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом...
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать...
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные...

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Корчагина Матрена Тимофеевна

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Поэма (1863—1877, незаконч.)

Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна/ Осанистая женщина, / Широкая и плотная,/ Лет тридцати осьми. / Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо »; Слава счастливицы приводит к ней странников. М. соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов, в том числе «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» (1861). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивают типичность судьбы М.: это обычная судьба русской женщины, убедительно свидетельствующая о том, что странники «затеяли / Не дело — между бабами / Счастливую искать». В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, М. жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна работать, как раба. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за М. некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время К. не может простить Савелию его непоправимой, оплошности. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда / Ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем и новорожденным Лиодо-рушкой героиня возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «Дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» Часть критики (В. Г. Авсеенко, В. П. Буренин, Н. Ф. Павлов) встретила «Крестьянку» в штыки, Некрасова обвиняли в неправдоподобных преувеличениях, фальшивом, деланном простонародничанье. Однако даже недоброжелатели отмечали отдельные удачные эпизоды. Встречались и отзывы об этой главе как, лучшей части поэмы.

Все характеристики по алфавиту:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: