Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.
Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.
Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:
А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.
Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.
Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:
Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.
Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.
«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.
Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:
Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.
Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.
Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.
Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.
Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.
Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.
Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.
Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.
Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.
Видео: развивающий коврик “Подводный мир”
Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?
Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.
Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.
Детские развивающие коврики со специальными возможностями
Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».
Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.
Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?
Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.
Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:
Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.
В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.
Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.
В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.
Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.
Развивающие коврики появились совсем недавно, но сразу приобрели широкую популярность, и не зря: эта полезная вещь способна заменить в раннем возрасте целый набор игрушек, при этом не отнимает полезной площади в помещении. В магазинах есть огромный выбор моделей на самый разный возраст и вкус, но цены на них иногда просто зашкаливают. А ведь сделать развивающий коврик своими руками не так уж сложно. Это не требует больших финансовых затрат — вам нужно лишь вложить в него свое время, немного умения, полет фантазии, капельку волшебства и премудростей, а также всякую мелочь, которая есть в каждом доме — кусочки старых материалов, пуговицы, валяющиеся без дела, бусины, молнии и т. д. Сейчас мы вас научим, как легко создать такую игрушку для своего любимого чада.
Прежде чем мы будем говорить о том, как сделать развивающий коврик для ребенка своими руками, давайте выясним, нужен ли он. Может, не стоит тратить на него свое время, а лучше сделать что-нибудь более полезное?
Итак, для чего нужен развивающий коврик?
Психиатры и педиатры в один голос советуют всем мамам не оставлять любимое чадо просто полежать, а поиграть с ним в развивающие игры. Во что можно играть с ребенком на таком коврике? Конечно, игры, как правило, ограничиваются возможностью самого изделия, но вы всегда сможете что-то добавить к вашему чудо-коврику, и он будет расти и развиваться вместе с малышом:
Важно! Можно сделать ферму и изучать животных, или сделать пруд и поселить там цветных рыбок. Повторяйте во время занятий названия каждого животного, что он говорит. Так ребенок быстрее начнет говорить.
Большинство развивающих детских ковриков своими руками представляют собой стеганые одеяльца, обшитые разнообразными аппликациями, карманами, клапанами, молниями и прочими интересными для ребенка элементами.
Вот что здесь надо учесть:
Важно! От шерсти лучше воздержаться — она может вызвать аллергические реакции. Шелк для таких целей также нежелателен, так как он легко электризуется и сильно блестит, что очень вредно для глаз. Синтетику лучше не использовать.
Нередко неопытные мастерицы допускают ошибки при пошиве коврика для детей своими руками. Давайте рассмотрим самые частые из них:
Итак, как сделать развивающий коврик для ребенка своими руками, рассмотрим поэтапно весь процесс:
Важно! Для создания фона используют цветные остатки материалов. Для неба — голубой, для солнышка — желтый, для травки — зеленый. Чем больше цветных элементов, тем интереснее будет вашему малышу.
Важно! При изготовлении такого коврика без помощи швейной машинки вам не обойтись, но и руками поработать придется — игровые элементы придется пришивать вручную. Проверяйте, надежно ли пришиты и закреплены мелкие детали, чтобы ребенок случайно не оторвал их.
Давайте рассмотрим для примера несколько мастер-классов по изготовлению детского коврика своими руками.
Этот детский коврик понравится любому юному автолюбителю:
Важно! Можно украсить ваш коврик машинками, зверушками, озерами и другими интересными элементами на ваш вкус.
Основной материал для этого изделия — фетр. Из него шьются все игрушки. Его можно сделать любого размера — все зависит от вашего вкуса:
Важно! К обратной стороне лучше всего пришить какую-нибудь прорезиненную ткань, чтобы изделие не скользило.
Материал (яркая хлопчатобумажная ткань нескольких цветов),
- поролон,
- нитки,
- швейная машина,
- аппликации,
- наполнитель для подвесных игрушек,
- безопасное зеркало для малыша,
- поролоновый канат,
- отделочные материалы (тесьма, колокольчики, бубенчики, погремушки, кольца для прорезывания, липучка, молнии).
Если вы потом сможете повесить коврик на стену или захотите прикрепить его на решетку детской кроватки, то еще на этапе сборки продумайте и пришейте к одной стороне коврика петли. Если вы хотите сделать на коврике мягкие дуги, для подвешивания игрушек, то можно использовать для этого либо половинки детского пластмассового обруча или утеплитель для труб из порилекса (материал похожий на поролон в виде шланга).
Облака . Это могут быть любые по фактуре белые или темные ткани (мех, ситец, атлас, мохнатое полотно и т.д.)Облака могут прикрепляться на липучке и заслонять солнышко. Облака могут иметь кармашек, из которого можно вынуть дождевые струйки (ниточки с бусинками или блестками). Внутрь облаков можно вшить целлофановые шуршащие пакеты.
Солнышко . Из любой яркой ткани, отделанное бахромой или атласными ленточками. Лучики могут быть на липучке, могут быть пришиты или снабжены кнопками.
Радуга. Радугу легко организовать сшив в ряд разноцветные атласные ленточки.
Домик. Дверца на шнуровке. Внутри кармашек, куда можно помещать фигурки персонажей (Маша, медведь, зайчик, лиса, петушок, и т.д.).
Паровозик (кораблик и т.п.). Крепится на петельке к тесьме и передвигается по ней. В нем могут также размещаться пассажиры.
Деревья (пальмы, яблони, елки и прочее). Могут быть съемные листики или плоды (яблоки, шишки, орехи). Можно выполнить несколько разных деревьев и приучать ребенка соотносить дерево с плодом. Под деревьями могут прятаться грибы, лесные жители, гномики или лесовички (кому что нравится, все зависит от вашей фантазии).
Цветок. Стебелек обычно пришивается, а вот лепестки крепятся одним концом (по принципу ромашки). Центр цветка может быть кармашком в котором на резиночке «живет» пчелка (бабочка, гусеничка, жук и т.д.).
Огород (грядки). Грядки можно сделать из тесьмы, на которую можно крепить овощи (грядка с морковкой, грядка с капусткой, лук и т.д.) или в виде кармашков.
Озеро (любой водоем).
Для совсем малышей можно пришить плотную прозрачную пленку, за которой будут помещены плоские детали (рыбки, камешки, улитки). Маленькие плоские детальки не так просто сдвинуть, и это основа игры – переместить рыбок или улитку или морского конька.
Вы можете придумать любые сюжеты для вашего коврика и пользуясь своей творческой фантазией создать что-то действительно оригинальное и неповторимое.
Такой коврик запомнится не только вам, но и будет самой любимой игрушкой вашего чада
Ну и варианты ковриков
Большое количество игрушек и материала для обучения детей позволяет выбрать то, что нужно в любом возрасте. Для самых маленьких можно сделать дидактический коврик своими руками. Самодельную игрушку впоследствии модернизируют по мере роста малыша, поэтому она всегда остаётся интересной и полезной.
Из инструментов для пошива коврика понадобятся:
Материалы для выполнения основы изделия:
Материалы для декора и развивающих элементов:
До начала работ коврик лучше схематично нарисовать, определиться с размерами и расположением деталей.
Развивающий коврик долго будет полезным, если оставить место для крепления новых пособий или придумать, как можно менять прежние детали.
Затем приступают к работе:
Таким образом, создание своими руками развивающего коврика способно стать увлекательным занятием. В итоге он не только подарит радость, но и принесёт большую пользу вашему малышу.
Настал момент, которого ждут все молодые родители - в семье появился первенец. С этой поры это крохотное чудо окружено любовью, вниманием и всем-всем лучшим. Малыш растёт и развивается, а родителям в помощь изобретено великое множество современных методик и дорогостоящих игрушек, чтобы чадо изо дня в день росло и всех радовало. Среди разнообразия дидактических игрушек стоит обратить внимание на развивающие коврики для карапузов, современная индустрия предлагает их на любой вкус и кошелёк.
Но стоит ли тратить немалые деньги на вещь, которую каждая любящая мать в силах сделать самостоятельно? Чуточку фантазии и несложных манипуляций с иголкой и нитками (если вы, конечно, не обладательница швейной машинки) - и перед вашим малышом развивающий коврик для детей, сделанный своими руками.
Сенсорный коврик - это дидактическая игрушка для малышей разных возрастов для развития двигательной активности и сенсомоторных навыков, а также слуха. С помощью коврика для детей с разными поверхностями ребёнок во время игры учится ползать, потом сидеть, различать фигуры и цвета. В основе - красочный материал, на котором размещены развивающие элементы в форме солнышка, дороги, фруктового сада или т. д. В дополнение к ним крепятся грызунки и погремушки.
Во-первых , стоит помнить, что материал нужно использовать качественный и натуральный. Это требование не только к ткани, но и ко всем комплектующим, чтобы избежать аллергических реакций и всевозможных раздражений у малыша.
Во-вторых , обязательна целостность используемого материала, имеется в виду отсутствие некачественных швов, трещин и сколов на уголках, а декоративные элементы и фурнитура должны быть крепко пришиты.
В-третьих , младенцы растут быстро, и возникнет необходимость постоянного усовершенствования коврика, то есть в дополнении или замене игрушек (деталей). Идеальны модели с раскладывающимися мягкими уголками и навесными дугами, что при необходимости даёт возможность модернизировать полотно и увеличить игровую площадь.
Чем больше шуршащих, сенсомоторных, звенящих, светящихся элементов, различающихся по фактуре, форме и размерах, тем быстрее ребёнок заинтересуется игрой и дольше будет увлечён, пока родители закончат дела по дому. Удобно, если коврик будет мобильным, чтобы при случае иметь возможность его транспортировать. Все элементы должны сниматься, потому как полотно периодически будет нуждаться в стирке.
В итоге поиски такого коврика, который соответствовал бы всем требованиям, могут «влететь» в копеечку. Но есть выход - сшить развивающий коврик своими руками . Идей на просторах интернета великое множество, и польза для малыша от такого изделия очевидна и ясна. Если выбор уже сделан в сторону изготовления детского развивающего коврика своими руками, стоит подумать, как будет выглядеть ваша игрушка, а также о том, что есть перечень запретов.
Вы решили сшить сенсорный коврик для детей своими руками, давая волю фантазии. Отметим, что творческий процесс - дело занятное и увлекающее, но существует пошаговая инструкция , дабы мастер-класс не затянулся и не превратился в обузу.
Надеемся, родители отбросили сомнения в том, что развивающий коврик лучше изготовить самостоятельно. Ведь кому как не родителям знать предпочтения своего малыша. Надеемся, что потраченное время и силы будут вознаграждены улыбками маленьких карапузов.
Развивающий коврик для ребёнка своими руками