Спорт. Диеты. Упражнения. Тренировки. Препараты

Автор Екатерина Поленова задал вопрос в разделе Другие языки и технологии

Как называется японская кукла? и получил лучший ответ

Ответ от Лимая МАЯ[новичек]
на фотографии это шарнирная кукла (Ball Jointed Doll)
Сейчас есть много компаний которые выпускают шарнирок (в Китае, Корее, Японии и т. д.)

Ответ от No One Remembers My Name [гуру]
нингё


Ответ от Mgnovenie [гуру]
Виды японских кукол
Хаката-нингё
Кику-нингё на выставке в городе Хираката
Хина-нингё - куклы для праздника «Хинамацури» , изображающие императорскую семью. Эти куклы очень ценные, их изготавливают из дорогих материалов, и в японских семьях они передаются по наследству.
Гогацу-нингё (дословно майские куклы) или муся-нингё - куклы для праздника «Танго но секку» (сейчас - «День детей») . Часто это изображения самураев в доспехах, исторических персонажей (император Дзимму, императрица Дзингу) , героев японского эпоса (Момотаро) , а также фигурки тигров и лошадей.
Каракури-нингё - механические куклы.
Госё-нингё - небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева и покрытые специальным составом из толчёных раковин устриц - «гофун» . Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, отсюда и происходит их название - «дворцовые куклы». Госё-нингё часто дарят как талисман перед долгим путешествием.
Кимекоми-нингё - деревянные куклы, оклеенные тканью. Происхождение этого вида кукол связывают с храмом Камо в Киото, где в начале XVIII века монахи мастерили амулеты и сувениры для продажи . Современные кимекоми-нингё изготавливаются из древесно-клеевой массы, в отличие от более ранних кукол, которые просто вырезались из дерева . Чаще всего используется дерево паловния. На корпусе куклы делаются специальные надрезы, куда затем заправляются края ткани (в переводе с японского киме - деревянная грань, коми - заправлять ).
Хаката-нингё - керамические куклы. Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд, изготавливали в префектуре Фукуока с начала XVII века. В 1900 году куклы хаката демонстрировались на Парижской выставке. В 1924 году куклы хаката, изображающие трёх танцующих девочек, выиграли серебряную награду на Международной парижской ярмарке.
Кокэси - выточенные из дерева и раскрашеные куклы.
Дарума - кукла-неваляшка.
Кику-нингё - куклы из живых хризантем. Состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются выкопанные из земли с корнями хризантемы с мелкими цветками. Для того, чтобы хризантемы дольше не увядали, их корни заворачиваются в мох. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше. Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем.


Ответ от *(.)Maxxx_Fucktor(.)* [гуру]
Хакамада?


Ответ от ° ДеВоЧкКк ° [новичек]
Нигнё,хаката.

Традиционные японские куклы: от деревяшки до робота

Японские традиционные куклы - неизмеримо больше, чем забава для детей. Это целый мир со своей эстетикой, религией и даже мистикой: поэтому куклы в Японии, как ни странно, это развлечение большей частью для взрослых. Японские традиционные куклы называются «нингё», что можно перевести как «человеческая форма», и они изначально служили весьма серьезной, взрослой цели – оберегать дом и членов семьи от болезней, проклятий, злых духов и оборотней. В наши дни японские куклы уже во многом – но не совсем! – потеряли древний дух мистики, и стали изысканными предметами искусства. Хотя японцы до сих пор верят, что «правильно» выбранные куклы приносят здоровье и успех, защищают от бед. Японские куклы – не простые, и они дорогого стоят – в прямо и переносном смысле; в каждой уважающей себя японской семье куклы стоят на почетном месте – в особой нише «токонома», своего рода «красном углу». Почему же взрослые японцы так любят играть в куклы? Самые первые куклы появились в Японии очень давно – более 10 000 лет назад, это были фигурки-обереги. Позднее, в эпоху Кофун (300-710 гг. н.э.) более крупные глиняные изваяния воинов или животных устанавливали на могилах упокоившихся, в качестве своего рода «стражей». Потом назначение кукол эволюционировало дальше, и их стали использовать для снятия сглаза и отпугивания болезней, вместо принесения в жертву животных. Считалось, что правильно проведенный монахом ритуал с куклой не хуже и не слабее, чем принесение в жертву настоящего животного - очень гуманное нововведение! Куклы «на заклание» делались в форме человека, а не животных как можно подумать, а сам ритуал состоял в том, что священнослужитель «призывал» болезнь или проклятие в фигурку – «заместителя» или «двойника» пострадавшего человека. Считалось, что у такой куклы есть своя «душа», поэтому просто выбросить после этого куклу было немыслимым: «взявшая» на себя хворь или дурной глаз кукла потом сжигалась или топилась в реке в ходе специального ритуала. (Кстати, и по сей день в Японии даже не-ритуальных кукол не выбрасывают в помойку, а отдают служителям храма.)

Позднее, в эпоху Хэйан (784-1185 гг. н.э.), куклы наконец-то стали игрушками – но тоже пока еще не для детей. В них играли придворные дамы, причем куклы выполняли не банальные повседневные действия, а с их помощью разыгрывались утонченные сцены из дворцовой жизни. Кукольный интерьер для таких представлений создавали с помощью миниатюрных ширм. Герои таких постановок – куклы самой тонкой работы – могли представлять как реальных, так и вымышленных персонажей, например, из книг или легенд. С XVII века в Японии стали отмечать Хинамацури – «День девочек» или «Праздник кукол». Это один из главных праздников Японии, и отмечается он 3 марта. В древности этот праздник назывался «хина-окури», и смысл его был совсем другой, более мистический: в этот день по реке пускали бумажных кукол, которые должны были унести с собой хворь и несчастия. Но со временем ритуал объединился с «детской» игрой в куклы, популярной у дам при дворе, и приобрел современную форму. Родоначальником праздника в его современном виде считается сёгун (военный правитель) Ёсимунэ, у которого было много дочерей. По его примеру сначала придворные, а затем богатые люди той эпохи начали проводить такой праздник, а за ними и вся страна. В наши дни в этот праздник семьи, в которых есть девочки, устраивают в своем доме подобие кукольной выставки – «хина». Она делается в форме многоярусной лестницы – «хинакадзари», покрытой красной тканью. Эта лестница символически изображает «ярусы» придворной жизни: на самом верху располагают роскошных кукол императора и императрицы. Эти куклы очень дорогие, одежда для них шьется портными под заказ, из шелка или парчи, причем «императрица» наряжена в двенадцать кимоно – как это было в действительности. Ниже уровнями располагаются три придворные фрейлины, держащие в руках принадлежности для сервировки сакэ, еще ниже – охранники двора: молодой и пожилой самураи, ниже – придворные музыканты (три барабанщика, флейтист и певец с веером), еще ниже – министры и придворные, потом – слуги (один держит зонтик, другой – туфли, третий – сосуд с напитком). Всего для «полного комплекта» надо 15 кукол. Иногда еще делается один или несколько ярусов для предметов кукольного придворного быта: туда ставят игрушечную мебель, крошечные предметы обихода, иногда даже миниатюрную повозку, запряженную волом. Лестница богато украшается фонариками, цветами, лепестками персика, иногда шарами из искусственных лепестков вишни и мандаринового дерева, а в середине инсталляции устанавливается «священное дерево». На каждой ступеньке также ставятся миниатюрные ширмы и миниатюрные деревца сливы и мандарина (ими традиционно украшали императорский двор). Все эти украшения люди делают не сами, их нужно приобрести на специальной ярмарке (хина-но ити – «кукольный базар»). А самих кукол редко покупают – обычно они передаются по наследству (по женской линии) как фамильная драгоценность, но конечно при желании можно купить очень красивые и очень дорогие куклы хина (весь комплекс императорского двора может стоить десятки тысяч евро!). В семьях победнее отдельных кукол иногда могут заменить бумажные аналоги, или даже камни, а то и символические предметы (фигурку писца – кисточка, мастера чайной церемонии – метелочка для взбивания чайной пены и т.п.) но такую подмену стараются устраивать как можно реже, смотря по финансовым возможностям семьи.

Другой пышный праздник кукол в Японии – «День мальчиков», который проводится в пятый день пятого месяца. Сейчас этот праздник называется «День детей», и подарки дарят всем детям (в том числе девочкам), но предпочтение все же отдается мальчикам, и вообще изначально это был именно мальчишеский праздник. В противоположностью девчачьему празднику, специальная лестница-подставка покрывается не красной, а зеленой тканью, и на нее устанавливают не символическое изображение императорского двора, а фигурки самураев в боевых доспехах и с мечами («муся нингё»), фигурки боевых коней, а также крошечные изображения мечей, луков и копий. Иногда в семьях победнее для этого праздника используют также раскрашенные глиняные или даже бумажные куклы. Далеко не все японские традиционные куклы привязаны к каким-либо праздникам. В Японии, кажется, так любят кукол, что приобретают или наряжают их и с поводом, и без повода! Здесь существуют десятки, даже сотни (если учитывать региональные особенности) видов кукол, от самых простых до потрясающе сложных и изысканных. Куклы могут быть как простенькими и даже самодельными, так и представлять высокую ценность и стоить как автомобиль. Одни из самых любимых кукол в Японии – так называемые «госё нингё» – «дворцовые куклы». Это утонченные предметы искусства, отличающиеся сложным дизайном, изысканностью «костюма», и конечно дороговизной. Обычно это изображения толстеньких, розовощеких младенцев-крепышей, которые считаются символом мужской силы и плодовитости. Бывает, что такая кукла – голенькая, без одежды. Основу «мальчугана» из дерева или глины сверху покрывают составом из порошка молотых устричных раковин (или, в более дешевых вариантах, алебастром), чтобы придать коже «мальчугана» молочную белизну, которая так ценится в Японии. Изначально такие куклы дарил своим придворным и послам из других краев только император, отсюда и название «из дворца» - т.е. «дворцовый подарок», но постепенно «Небесному хозяину» стали подражать его придворные и даже просто богатые купцы, а уже затем обычай дарить такую куклу широко распространился по всей стране. Считается, что симпатичный пупсик «госё нингё» – отличный талисман для будущей матери, на благополучное рождение ребенка и для его крепкого здоровья, а также хороший подарок-оберег отправляющимся в дальнюю дорогу. Такие куклы могут быть как довольно простыми, банальными, так и поистине драгоценными, особенно антикварные произведения прошедших веков.

Очень изысканны также традиционные японские куклы «кимэкоми нингё», вырезаемые из древесины ивы. Они представляют собой настоящие произведения искусства, поэтому периодически проводятся специальные выставки таких кукол, как самостоятельно вида творчества. Над каждой такой куклой (а они всегда «штучные») трудится целая команда мастеров: краснодеревщик изготавливает голову и туловище, мастер помоложе – ноги и руки, портной – наряжает куклу в роскошное миниатюрное кимоно из ценной ткани. «Одеть» такую куклу еще сложнее, чем вырезать ей тело, и как раз тут начинается самая кропотливая работа: ткань для крошечного кимоно ткется и расписывается вручную (обычные сюжеты – цветы сакуры, осенние красные листья японского клена, драконы), а затем надевается на куклу и подпоясывается поясом оби (который, естественно, тоже изготавливается вручную). Но на этом процесс «подковывания блохи» не заканчивается! Кукла, как и настоящий живой придворный, как в воздухе нуждается в изысканных аксессуарах: ей нужно дать в руки зонтик, красивый веер с одним из традиционных рисунков (ветка сакуры, дракон, цветы и др.), шелковой платок-узелок фуросаки, а еще обуть в гэта (японские традиционные сандалии на высокой платформе). Иногда куклы «кимэкоми нингё» просто оклеиваются полосками материи, что удешевляет производство.

Любят в Японии и кукол-неваляшек «Дарума». Они продаются с пустыми, белыми глазами без зрачков. Когда японец хочет загадать желание (традиционно это делается один раз – на Новый год, чаще – считается дурным знаком), он приобретает такую куклу и подрисовывает ей один зрачок, а если желание исполняется – рисует второй, и ставит Даруму в токоному – домашний алтарь для любования изящными предметами – в знак того, что желание исполнилось. Комично, но в наши дни кукол Дарума с недорисованными глазами запрещено показывать публично (по телевизору и т.п.), во имя защиты прав и достоинства слепых людей. А вообще, куклы Дарума не имеют ничего общего со слепотой, они изображают первого патриарха Дзен – легендарного монаха Бодхидхарму, основателя китайского монастыря Шаолинь. Кукла не имеет рук и ног, потому что по преданию Бодхидхарма, чтобы достичь Просветления, медитировал целых 9 лет напротив голой стены в пещере – и его руки и ноги за этот срок атрофировались. Неудивительно, что такой целеустремленный человек стал в Японии символом исполнения намерений! Еще один популярный вид кукол в Японии – «аяцури нингё» – куклы, которые одевают на руку. В храмах же продаются куклы «цути нингё» – глиняные статуэтки. Недорогой подарок – бумажные куклы «маки-бина», они одеты в упрощенные, хотя и красочные национальные одежды; их обычно преподносят в подарок девочкам. Интересны куклы «кокэси», сделанные из кусочков дерева: обычно это просто шарик-голова, укрепленный наверху деревянного цилиндра (тельца); его покрывают росписью, причем везде по-разному, в зависимости от местности – так что истинные ценители, путешествуя по стране, могут собрать великолепную коллекцию таких кукол, каждую с региональными особенностями разных префектур и городов.

Существуют также совсем миниатюрные – с палец – куклы «кэси-бина», которые тоже иногда используются как хина нинге (для праздника девочек). Удивительны куклы «сага», которые изображают героев буддистского пантеона и отличаются особой роскошью одежды. Куклы «амэсама нингё» – «старшая сестра» – имеют женские черты лица и покупаются для девочек. Очень любят в Японии куклу «Момотаро», она изображает японского сказочного героя – «персикового мальчика» – который появился в доме старика и старухи из сердцевины огромного персика (своего рода аналог нашего Колобка). Довольно курьезна история куклы «итимацу нингё», которая получила название в честь известного актера XVIII века Итимацу Саногава, игравшего в театре Кабуки женские роли. Этот актер был сказочно красив – и, конечно же, куклы, изображающие его, тоже отличаются идеальными чертами лица, так что их особенно любят девочки. Костюмы для «итимацу нингё» тоже неизменно великолепны. Для игры предназначаются куклы «мицуорэ нингё», которые отличаются подвижностью. У них в «теле» три сочленения: в бедрах, локтях и в коленях, так что с ними можно играть, заставляя кукол жестикулировать и ходить. Часто таким куклам придают черты исторического героя или литературного персонажа, таким образом задавая готовую роль. Часто такие куклы продаются с готовым набором одежды. Если же такая кукла идет без платья – подразумевается, что ребенок сам должен ее смастерить, раз уж родители разорились ему на такой подарок!

С начала XIX века в Японии стали появляться «хадака нингё» – куклы в натуральную величину (они же «ики нингё» – живые куклы), размером с ребенка или даже, иногда, взрослого человека. Девочки обычно наряжают «кукол-детей» в свою детскую одежду – кимоно и платья. А иногда костюмы им делают из … цветов! В наши дни обычай мастерить таким большим куклам одежду из хризантем стал важным ответвлением искусства создания кукол – «кику нингё». «Цветочные» куклы иногда бывают и в человеческий рост. Они появились в XIX веке и сразу стали любимцами публики. В наши дни их удивительные «живые костюмы» часто украшают праздники цветов или витрины магазинов. Другая курьезная форма японских кукол – механические игрушки «каракури нингё». Это заводные куклы, которые могут совершать простые действия. Это не новомодное изобретение с использованием высоких технологий – первые такие куклы появились еще в средние века, и «начинка» их представляла собой разного рода рычажки, шарниры, валики и кулачки, которые заставляли чудо-конструкцию двигаться: например, такая кукла может подносить чай или сакэ! Фактически, это средневековые аналоги любимых японцами домашних роботов. Примечательно, что в наши дни на праздниках кукол в Японии демонстрируют не современных роботов, а именно такие механические куклы возрастом подчас в 200 лет: японцы по-своему сентиментальны, и очень любят старину и традиции! При этом удивительно, что такие «антикварные» куклы отлично функционируют, исправно выполняя свою «программу» – вот что значит «сделано в Японии»! Многообразие японских традиционных кукол: из дерева, фарфора, глины, бумаги, ткани и даже живых цветов – поистине поражает! Любопытно, что отличие от самурайской «культуры смерти» – Буси-до – такие «культуры жизни», как чайная церемония (тя-до) или мастерство изготовления и культура любования куклами – нингё – еще только начинают проникать в европейскую культуру. Но, может быть, тем лучше – ведь перед нами, жителями Запада, раскинулась целая еще непознанная страна – страна восточной фантазии, изысканной роскоши, и конечно, красоты и романтики – в которой живут великолепные японские куклы.

Кокэси , или как иногда на русском языке можно услышать кокейси или кокэйси, - одна из представительниц славного семейства "японские куклы".
Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц японцы делают из вишни, кизила, березы или клена и украшают росписью. На токарном станке мастер вытачивает цилиндрическое туловище и голову и соединяет их между собой. Редко, но случается, что такие японские куклы делаются из одного целого куска дерева. Чтобы кукла была красивой, на ней красным, черным, желтым или багряным цветами рисуют традиционные японские цветочные и растительные мотивы.Родиной первых кукол кокэси считается Тохоку , северо-восточный сельскохозяйственный регион страны. Одни японоведы говорят, что такие красотки появились еще тысячу лет назад, другие считают, что они родились в середине эры Эдо (1630-1867) .

В любом случае, с тех и до нынешних пор есть несколько основных регионов, где делают кокэси по старым традициям, например, в Киото, Нара, Кагосима . При всей своей простоте, эти японские куклы различаются по пропорциям, формам и рисункам и тем самым выдают знатокам место, где они были созданы.
Современные кокэси делаются по дизайну двух школ: дэнто (伝統こけし) традиционной и сингата (新型こけし) авторской. Как можно догадаться, традиционные куклы более простые, но при этом до сих пор имеют одиннадцать типов форм. Например, голова популярной наруко кокэси способна поворачиваться, и тогда кроха издает звук, как будто плачет, за это ее и назвали "плачущей куклой". Кокэси традиционной школы всегда мастерятся вручную и изображают девочек. Почему именно девочек? Об этом чуть позже.

Авторская школа появилась гораздо позднее традиционной, поэтому создатели таких кокэси не придерживаются строгих правил и делают японских кукол разных форм, размеров, цветов и рисунков.
У всего, что появляется в жизни людей, как правило, есть предыстория и значение кокэси, как и плюшевые мишки тедди, столь любимые детьми и взрослыми из разных стран мира, не исключение. Если заглянуть в прошлое кокэси, то можно найти там несколько версий появления этой игрушки-сувенира.

Упомянем о трех из них:


Первая версия – мистическая. Она гласит, что кокэси произошла от шаманских фигурок для вызывания духов, покровительствующих шелковому ремеслу.

Вторая версия – печальная. Избавляясь от новорожденных детей, которых родители не могли прокормить, в крестьянских домах ставили кокэси в качестве поминальных куколок. Отсюда и получили эти японские куклы такое значение, как "забытое дитя". Обычно убиенными новорожденными становились девочки, которые в бедной крестьянской семье ценилось гораздо меньше, чем мальчики. Вот поэтому-то кокэси всегда изображают девочек.

Третья версия – радостная. Однажды в XVII веке в Тохоку (напомним, это родина кокэси), где много горячих источников, приехала жена сегуна (так в те времена назывался военный правитель страны). Она мечтала о ребенке, но никак не могла его зачать. После посещения лечебных вод женщина забеременела и родила чудесную девочку. В дань этому радостному событию тохокские мастера создали куклу, которую позднее стали делать в разных регионах страны.

В сегодняшней Японии кокэси – это символ национальной культуры, голос из славного прошлого, предмет эстетики и просто популярный сувенир. А еще, кокэси, как и другая японская кукла дарума , претендует на титул прародительницы русской румяной матрешки.
К разновидности кокэси относятся "сакунами" (作並系), (характерной для префектур Мияги и Ямагата), кокэси-миномуси (личинка бабочки, куколка которой делает себе кокон из всякого мелкого мусора вроде опилок, мелких щепочек и т.п.), кокэси-сёфуку , "приглашение удачи".

Куклы в каждой культуре стоят на особом положении. Но нет ничего удивительнее традиционных японских кукол, название которых - «нингё» -передается двумя иероглифами, человек 人 и форма 形.
К японским куклам невозможно оставаться равнодушным. Их обожают дети и взрослые. Нет и не может быть ничего лучше для подарка ребенку или памятного сувенира о необыкновенной Японии.

Японские куклы

Японские куклы - не просто игрушки. Это произведения искусства, которые отражают дух, мечты и культуру страны. К каждому празднику или событию определена специальная кукла. Может, поэтому нингё можно считать особым царством, в котором есть представители императорского двора, боги, сказочные герои, воины и даже представители злых сил.
Первые куклы относятся к древней эпохе Дзёмон. Они представляют собой талисманы и обереги, которые защищали своих хозяев от злых духов.

В эпоху Эдо японцы начали изготавливать куклы и для других целей. Нингё использовали и в религиозных церемониях, и для украшения праздников, и для охраны могил (в виде воинов-стражников).

Официальное признание искусство создания кукол получило в 1936 году, а с 1955 года японское правительство даже ввело для лучших мастеров титул «Живое национальное сокровище». Каждую весну, японцы выбирают того, чье мастерство позволяет создать шедевры из таких простых материалов, как глина, дерево, ткань, бумага, и даже из живых хризантем.

Какие же бывают куклы нингё, и чем они отличаются друг от друга?

Прежде всего, материалом из которого они сделаны.

1. Керамические куклы хаката-нингё. Это мечта коллекционеров, ведь каждая такая кукла изготовлена в единственном экземпляре. Первые керамические нингё изготавливали в префектуре Фукуока в начале 18 в. Через два столетия, эти куклы увидели жители Европы. Посетители Парижской выставки 1900 г. были поражены красотой фарфоровых статуэток. А три танцующие фигурки хаката получили в столице Франции серебряную медаль в 1924 году на международной выставке-ярмарке.

2. Деревянные куклы, которые оклеивают тканью, называются кимекоми-нингё. Их «родителями» стали монахи из храма Камо в Киото. Они изготавливали сувениры для продажи и решили украсить тканью существовавшие в то время выточенные из дерева кокэси-нингё. Ткань, края которой заправляли в специальные надрезы на теле куклы, превращала раскрашенную деревяшку кокэси в удивительно нарядную и более дорогую кимекоми.

В наше время мало кто вытачивает эти нингё из дерева. Быстрее, проще и дешевле производить их из древесно-клеевой массы.

3. Мастера, работавшие на императорском дворе, вырезали из дерева милых детишек с пухлыми щечками, госё-нингё. Покрытием для таких кукол служил особый материал из устричных раковин. Поскольку рождение таких кукол происходило при дворе императора, то и название их означает «дворцовые».

4. Деревянная кукла-неваляшка - дарума-нингё олицетворяет божество и исполняет желания. Правда, для того, чтобы желание сбылось, эту куклу нужно сжечь.

5. Механические куклы каракури-нингё - это еще и шедевр технической мысли.

6. Куклы из бамбукового каркаса с лицом и руками из папье-маше, наряженные в цветущие хризантемы, под названием кику-нингё – сказка, с которой не хочется расставаться. Чтобы сказка жила дольше, корни хризантем, прикрепленных к бамбуку, заворачивают в мох, который обеспечивает растения влагой.

Кику-нингё, ростом с человека, являются традиционным украшением праздника хризантем, которые проходят осенью в японских городах Хираката и Нихонмацу.

Кстати, праздник – это прекрасный повод для создания неповторимых кукол.

Для праздника девочек «Хинамацури», предназначены куклы хина-нингё. Они изображают семью императора и передаются из поколения в поколение.
Для праздника мальчиков «Танго но секку» изготавливают муся-нингё - кукол в виде самураев, воинов, а также в виде животных. Другое название таких кукол звучит как гогацу-нингё и означает «майские куклы», по времени проведения праздника.

Вчера приобщалась я к японской культуре. В посольстве этой страны проходит выставка традиционных кукол. Не могла пропустить такое мероприятие, так как во-первых, всё ещё питаю детскую девчачью слабость к куклам, во-вторых, посмотреть на японских кукол было особенно интересно. Дополнительно узнала и кое-что новое, например, о традиционном японском театре бунраку , который в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Куклы в этом театре размером почти с человека и чтобы управлять ими нужно три актёра: один держит куклу изнутри и двигает правой рукой; второй двигает ногами, ну и третий приводит в движение левую руку. У этих кукол также двигаются брови и глаза. А озвучивает всех персонажей в пьесе всего один актёр, который сидит в сторонке.

Первые деревянные куклы в Японии стали изготовляться примерно в 8 веке. Тогда они использовались в религиозных целях, во время обряда очищения. Все грехи как бы передавались кукле, которая затем выбрасывалась в реку или сжигалась. Чуть позже, в период с 9-го по 12-ый век, появились куклы амагатсу . Словом "амагатсу" называли младенцев, рождённых в императорской или высокого статуса самурайской семье. Кукла использовалась для защиты от сглаза и болезней. Её клали в кроватку малыша возле головы. Когда младенец благополучно подрастал, куклу выбрасывали в реку. Такой же цели служили и куклы хоко, разница лишь в том, что эти куклы использовались простым людом. Делались они из соломы, бумаги или тряпья. Самые ранние дожившие до наших дней куклы амагатсу относятся к периоду Эдо.

Тогда же появились и куклы для игры. Имели их только девочки из богатых семей. Назывались они хина асоби. Считается, что комбинация обряда очищения и девчачьей игры в куклы привели к возникновению японского праздника хинамацури, фестиваля кукол.
Есть ещё в Японии и куклы каракури - механические марионетки. Исторически они пришли в Японию из Китая ещё в 7 веке, но существенно изменились и приобрели так сказать "японское лицо" в период Эдо, когда политика изоляции закрыла путь иностранным материалам и технологиям, благодаря чему японским мастерам-кукольникам пришлось включить фантазию и использовать по максимуму местный материал и создавать свои технологии. Для развлечения детей богатых родителей придумывались механизмы посложнее, с музыкой; детишки бедняков получали кукол попроще, но которые могли двигать руками-ногами и вращать глазами.

Ояма Нингё - кукла, одетая в красивый наряд и символизирующая красоту женщины и её грацию. Впервые такие куклы стали изготовляться в период Эдо и поэтому они одеты в костюм того времени.

Эта композиция называется рокудан и она символизирует умиротворённость от игры на кото, традиционном японском струнном инструменте.

Доджоджи . Эта кукла изображает танцующую девушку Ханаку, которая однажды пришла в монастырь Доджоджи на церемонию в честь колокола и монах попросил её станцевать перед этим колоколом.

Кукла ойран . Так в Японии называли куртезанок из "квартала красных фонарей". Они умели не только ублажать мужчин, но и знали каллиграфию, были знакомы с классической литературой, умели петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать, правильно вести чайную церемонию.

Ханайоме - кукла-невеста. Одета в традиционный свадебный наряд, волосы уложены в свадебную причёску банкин такашимада, в ней - особый аксессуар тсуно какаши, символизирущий повиновение.

Шиокуми . Эта кукла изображает девушку ныряльщицу. Она тоскует по своему возлюбленному и выражает это в танце. На плечах у неё вёдра для воды.

Принцесса Яегаки Химе, держащая в руках семейные доспехи.

Окаджи - замужняя японская дама с фонарём.

Фудзимусуме - девушка, олицетворяющая цветущую глицерию

Мариасоби - одна из кукол кимекоми нингё , придуманных священником из Киото в 18 веке. Он сделал её из ствола ивы, одежду - из кусков своего собственного одеяния, подвернув и закрепив их в деревянном торсе. Мариасоби - девочка, играющая с мари - традиционным мячом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: